Здесь. Философия данности - стр. 38
Так можно прочитать таблицу, хотя это прочтение, думаю, не единственно возможное.
* * *
Теперь мне остается привести словарик важнейших категорий философии очевидности, чтобы считать свою задачу исполненной.
Данность – то, что открывается человеку, когда он открывает себя как человека.
Мир возможного и невозможного – данность, предстающая через основания.
Очевидность – данность, лишенная оснований, данность, только и всего.
Страх – чувство, испытываемое человеком перед данностью.
Разум – то, чему подчиняется человек, испытавший страх перед данностью; то, что создает из данности мир возможного и невозможного, а человеку дарует ведение.
Вера – то, что обретает человек, пройдя путь к очевидности, открывая очевидность как неведающий.
Основания – категория, указывающая, что в данности одно может быть только благодаря другому.
Необходимость – обязательная связь согласованных элементов.
Согласованность – выделение из данности элементов, таких, что «одно» не может быть без «другого».
Ведение – знание об основаниях, способность согласовывать и связывать частицы данности так, чтобы данность представала через основания.
Неведение – отсутствие знаний об основаниях.
Путь к очевидности – путь от удивления через отчаяние к очевидности.
Удивление – состояние человека, усомнившегося в основаниях, но все еще ищущего основания, которые могут его удовлетворить.
Отчаяние – состояние, в котором человек понимает, что в данности оснований нет и они для данности не нужны.
* * *
В этом письме я постарался максимально полно раскрыть положения философии очевидности. Для этого я дал тезисы, схему и ее прочтение, словарик и образы очевидности. Особенно подробно я писал о данности, поскольку это центральное для всей философии понятие. С той же целью я описал сведение к данности. Мне приходилось часто повторяться, но это объясняется поставленной целью. Изложение философии у меня сбивчивое, но я не могу сейчас написать лучше.
В конце хотел бы отметить, что не считаю философию очевидности истиной и истиной для всех. Я не считаю, что философия очевидности истинна, что она правильно отражает мир или говорит правду о человеке. Кроме того, я не считаю, что философия эта истинна для всех или должна быть ей. Что же она такое? Это моя реакция на пережитое и мое отношение к миру, и в философии очевидности меня заботит не то, насколько хорошо я доказал ее положения, а то, насколько полно я сформулировал свои взгляды. Надеюсь, что в этом письме они изложены с достаточной полнотой.
Октябрь 2011 г.
Раздел III. Лекции по философии Л. Шестова