Здесь. Философия данности - стр. 37
Вернемся к сведению к данности. Во втором ярусе показано открытие данности. Данность открывается человеку, когда он открывает себя как человека. Данность открывается и в мире возможного и невозможного, но только через основания, то есть через согласованность и необходимость, или еще иначе, через «одно» и «другое», связанные обязательной силой. В очевидности же данность открывается после того, как предстала в образе мира возможного и невозможного, то есть после разделения на «одно» и «другое», связанные обязательной силой. Поэтому, если мы хотим свести мир возможного и невозможного к данности, то есть узнать об очевидности без того, чтобы пройти путь к очевидности, то мы должны отказаться от того, чтобы рассматривать данность через призму связанных «одно» и «другое».
Переходим к промежуточному ярусу «ведение-неведение». Ведение – это то, что человеку дает разум, чтобы он мог увидеть мир возможного и невозможного. Иными словами, ведение – это знание об основаниях, знание о согласованности и необходимости. Отсюда неведение – это как раз отсутствие такого знания. Причем, если само по себе неведение кажется только чем-то отрицательным, то, внимательно присмотревшись, можно увидеть, что неведение – это лишь открытие данности.
Третий ярус показывает отношение человека к «страху-разуму-вере». Перед страхом человек пасует, желая устроиться на земле. Разуму человек подчиняется, а веру обретает.
Теперь остается рассмотреть вторую вставку. Здесь показан путь к очевидности – от удивления через отчаяние. Удивление – это состояние человека, который уже усомнился в основаниях, но все еще ищет их, в надежде найти покой, избавиться от вновь охватывающего его чувства страха. Но удивление уже не может пройти, какие бы основания человек не находил, он в них не верит. Тогда наступает отчаяние, состояние в котором человек понимает, что в данности оснований нет и для данности основания не нужны.
Так читается схема по горизонтали, здесь мы можем видеть последовательное изменение или, лучше, открытие данности и чем это сопровождается. Если же мы прочитаем таблицу по вертикали, то можем увидеть во всей полноте каждое открытие. Первая вертикаль описывает первоначальное открытие данности. Здесь видно, что это открытие сопровождается, с одной стороны, страхом, а с другой стороны, желанием устроиться на земле. Именно поэтому совершается переход от данности – к данности, представленной через основания, то есть к миру возможного и невозможного. Во второй вертикали мы видим, что мир возможного и невозможного предстает перед ведением человека, подчинившегося разуму. Третья же вертикаль – вертикаль веры. Человек, обретая веру, как неведающий открывает очевидность.