Здесь. Философия данности - стр. 41
* * *
Чтобы начать разговор о данности, мы должны условиться в отношении некоторых понятий. Прежде всего, тот мир, который мы привыкли понимать как разумный и покоящийся на основаниях, мы будем называть миром возможного и невозможного. Далее, мир возможного и невозможного – это мир, созданный разумом, чтобы скрыть от человека как раз то, что мы хотим обсудить – данность. Делает это разум совершенно не против воли человека, как вы могли понять по тезисам.
Договорившись об этом, мы должны сделать несколько небольших указаний. Во-первых, человек не может обрести данность, пока он не прошел путь к очевидности. Что такое данность написано в первом тезисе, но чтобы представить себе данность, а уже затем пояснить сам этот тезис, мы предлагаем произвести сведение мира возможного и невозможного к данности. Во-вторых, осознание того факта, что разум скрывает от человека данность, подменяя ее миром возможного и невозможного, это, безусловно, заслуга Шестова. Именно этому он посвящал свои основные произведения, в которых разоблачал разум. В-третьих, Шестов один из немногих, кто увидел, чем так привлек человека разум. Философ показал, что утаил от человека разум, чем подменил действительность. Поэтому-то в его произведениях наиболее употребляемы категории «необходимость», «порядок и связь вещей».
Итак, проследим мысль Шестова. Прежде всего, философ говорит о том, что мир возможного и невозможного похож «как две капли воды на то, что действительно существует». При этом мир возможного и невозможного появляется только тогда, когда к данности разумом добавляется «некая прибавка» так, что этот мир состоит из «данного человеку и созданного человеком» (здесь, конечно, имеется ввиду, созданное разумом).
Получается, что данность есть и в мире возможного и невозможного, только она скрыта от человека разумом. Эта мысль – большая заслуга Шестова, который показал, что данность не есть нечто отличное от мира возможного и невозможного, но уже в мире возможного и невозможного, если можно так сказать, дана. Хорошо известно, что были и другие предположения. Так, вспомним Канта. Ведь то, что у Канта можно считать образом данности – «вещь в себе» – недоступно человеку, он не может к ней подобраться. За такую позицию Шестов критиковал великого немца. Нет, данность есть и в этом мире, но мы на нее не обращаем внимания, так как разум к «данному человеку» добавил «созданное». В этой-то «прибавке» к данности и состоит все дело. Мы не должны еще здесь говорить об этой прибавке подробно, но нам необходимо, чтобы двигаться дальше кое-что о ней узнать.