Размер шрифта
-
+

Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 11

.

В «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г. сказано: «Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двуклассные с четверолетним курсом (это нововведение самого С. А. Рачинского, который считал, что на первоначальном этапе это будет невозможно для всех школ сразу. – прим. авторов). В них преподаются: 1) Закон Божий (а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются сверх сего начальные сведения из истории церкви и отечества»[14]. Стоит отметить, что в начале ХХ в. вместо четырехгодичных курсов были введены трехгодичные, и таковыми они и оставались вплоть до революции. В кратком катехизисе говорится о том, какие источники являются основой для православной веры, каково православное исповедание веры (с перечислением составляющих Символа веры), перечисляются священные таинства (крещения, миропомазания и т. д.), ветхозаветные заповеди, а также дана часть Нового Завета. Принятые училищным советом при Святейшем синоде программы преподавания Закона Божьего должны были быть обязательны для всех, но они были приблизительными. Каждая школа вправе была составлять свою учебную программу по предмету[15].

Так, Синельщиков рассказывает, что «в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения (гимназиях, реальных училищах и др.) всюду был принят следующий учебный план преподавания отделов, входящих в круг Закона Божия, или религиозного обучения:

1) Священная история Ветхого и Нового Завета (I и II классы, по два урока в неделю в каждом классе).

2) Богослужение христианской православной церкви (или учение о богослужении) с объяснением церковных песнопений (III класс, 2 урока в неделю).

3) Пространный православный катехизис (IV и V классы, по 2 урока в неделю в каждом) и церковная история до Константина Великого (в V классе).

4) История христианской и русской церкви (церковная история общая и русская). Повторение в системе главных истин вероучения православной церкви (вероучение православной церкви) (VI и VII классы, по 2 урока в каждом)»[16].

Изучение церковного пения является одним из важнейших элементов системы обучения в церковно-приходских школах. С одной стороны, в нашем понимании это достаточно стандартные уроки пения, что было бы достаточно ясным и наглядным объяснением для понимания данного предмета нашими современниками. Однако церковное пение имеет особый смысл. Во-первых, дети с малых лет приучаются к работе в команде. Во-вторых, с раннего возраста дети посещают духовные центры, где в определенной степени им также прививается культура пения и поведения в общественных местах. В-третьих, церковное пение – важный предмет в понимании близости к чему‐то потустороннему, единственному, что нельзя объяснить, а можно только принять на веру. В таком случае мы говорим о практической направленности церковного пения как школьной дисциплины, ведь пение происходит в самом религиозном центре. Чтение церковной и гражданской печати, овладение навыками письма – обязательное условие взросления человека; к тому же, только это позволит обучиться и церковному пению Это влечет за собой выделение учебных часов на изучение церковнославянского языка, чтению на котором в идеале требуется уделять большое количество времени.

Страница 11