Размер шрифта
-
+

Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 10

Без сомнения, преподавание Закона Божия в школах не может быть поручено никому другому, кроме священника.

Ф. М. Достоевский

§ 1. Религия в системе школьного образования

Одним из наиболее важных нововведений времен правления Александра III стало создание церковно-приходских школ. В данных учебных заведениях, деятельность которых должна была быть распространена на всей территории страны, требовалось создать условия для изучения религиозной и богословской литературы.

Как отмечают исследователи, с момента отмены крепостного права в 1861 г. в процесс обучения в России вводится новый предмет – Закон Божий. О введении данного предмета в преподавание в светских учебных заведениях еще до Александра II озаботился его отец Николай I, который и ввел в действие указ о преподавании данного предмета[8]. Утверждение религиозного и нравственного принципа в образовании произошло по «Положению о начальных народных школах» 1864 года. Согласно «Положению…» Закон Божий должен был преподаваться в начальных школах[9]. Известно, что согласно требованиям Синода и в соответствии с определенными программами Закон Божий стал преподаваться с 1851 г. по плану протоиерея Стефана Райковского[10]. Кроме того, Закон Божий являлся обязательным предметом как в церковно-приходских школах, так и в светских учебных заведениях.

Если рассмотреть «Закон Божий» как документ, то окажется, что он состоит из пяти частей: предварительные понятия, молитвы, Священная история Ветхого и Нового Завета, раздел о вере и жизни христианской и раздел о богослужении в православной церкви. Таким образом, Закон Божий нацелен на изучение общих и в то же время отдельных элементов, связанных с церковной жизнью.

Главным идеологом восстановления церковно-приходских школ в 1880‐е гг. историки называют педагога С. А. Рачинского. Считается, что он был достаточно близок к обер-прокурору К. П. Победоносцеву и Святейшему синоду[11]. Внедряя Закон Божий в преподавание, государственные органы власти решали главную задачу: не только решить проблему преподавания отдельных дисциплин, но и снять влияние светских учебных заведений на религиозное воспитание и мировоззрение людей. К. П. Победоносцев в своих проектах начала эпохи контрреформ отметил, что важно создать независимую от земских школ систему преподавания. Она могла бы существовать независимо от училищного совета и местной земской опеки[12]. Сам Константин Петрович не отличался прогрессивными взглядами, его консерватизм был основан на религиозной картине мира, которую он считал основой мировоззрения человека. Несмотря на долгое обсуждение, которое по приблизительной оценке заняло более двух лет, в мае 1884 г. окончательный проект был подан на рассмотрение Синода. Он был утвержден быстро, а уже 13 июня 1884 г. был одобрен императором Александром III – после его ознакомления с докладом К. П. Победоносцева, который был представлен вместе с законом накануне

Страница 10