Размер шрифта
-
+

Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 13

.

Обратим внимание на важную деталь – преподавание церковной истории (5). Важным отличием церковной истории от светской является то, что главный предмет церковной истории – сам институт церкви в ее историческом развитии, а объектом изучения становится деятельность церкви в различных социокультурных условиях. В дореволюционной энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона говорилось об этом так: «История церкви есть история христианства, поскольку оно вылилось в форму церковной общины. Цель ее состоит в том, чтобы облегчить понимание настоящего церкви познанием процесса ее созидания. Ц. история должна представить развитие церкви в мире с точки зрения ее характерных особенностей, в противоположность миру, а также и с точки зрения ее обусловленности миром и ее воздействия на мир. Объектом ее является все, что имеет реальное значение для церкви»[23]. Отметим, что в силу православной традиции церковь достаточно близка к государственному аппарату, а церковно-государственные отношения с точки зрения церковной истории преподносятся как близкие друг другу, но именно с точки зрения отношений отдельных иерархов церкви с представителями светской власти. В этом смысле подчеркнем, что церковная история преподается и учится на основе житий святых (т. н. агиография), а также других текстов подобного характера. Кроме того, в понимания истории церкви основная роль отводится пониманию места и роли вселенских соборов в истории церкви.

При всех этих замечаниях церковная история являет собой пример самостоятельного учебного предмета, в который заложена идея независимости институтов церкви от государства. Поэтому люди, получившие представление о церковной истории, не всегда являются сторонниками сильного государства. Этим, к слову, объясняется и позиция многих иерархов церкви в отношении событий 1917 г. в России.

Вслед за своим современником А. Ф. Комаровым С. П. Синельников называет следующие качества, которые необходимы законоучителю: «религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность, справедливость. На первом месте далеко не случайно стояла религиозность»[24]. Сторонники введения церковно-приходских школ отмечали, что чем более религиозен законоучитель, тем лучше, потому что его духовно-нравственный авторитет среди детей и среди паствы должен быть соответствующим. Однако вместе с подобными позитивными проявлениями были и негативные. Неоднократно в начале ХХ века из разных мест приходили известия о неправильно поставленном преподавании Закона Божьего; уроки того времени зачастую были «скучны» и «сухи». Все негативные проявления сопровождались похожими отзывами современников-интеллектуалов, которые видели порочность системы преподавания Закона Божьего

Страница 13