Размер шрифта
-
+

Йога дыхания. Оздоровительные пранаямы на каждый день - стр. 9

Та же прана, которая движет воздух в легких, в другой форме приводит в движение паровозы, пароходы и самолеты.

Прана – движущая сила Вселенной, и при этом она всегда доступна, всегда рядом и не имеет ограничений.

Аюрведа и йога рассматривают в нашем теле пять основополагающих форм, или типов, одной и той же энергии, имеющей общее название – прана. Они имеют разные качества и функции. Это прана, апана, самана, удана и вьяна.

Основная прана называется мукхья-праной. Эта прана обитает в сердце вместе с ахамкарой (эго, или индивидуальное «Я»). Из пяти перечисленных форм главными являются прана и апана.

Апана. Санскритское слово апана происходит от корня апа – «прочь», «из» и ан – «дышать», «дуть», «жить». Это энергия, которая «живет» в нижней части тела, основное место ее сосредоточения – анус. Она обладает такими функциями, как выведение токсинов и шлаков, выделительные процессы, и имеет цвет индрагопы (индрагопа – насекомое белого или красного цвета).

Прана. От санскритской приставки пра – «до» и ан – «дышать», «дуть», «жить». «Живет» эта энергия в средней части тела: в центре грудной клетки и сердце. Связана с процессами дыхания, кровообращения, сердцебиения. Аспект праны – поддержание жизни и жизненных сил. Основная функция – дыхание. Имеет цвет крови, рубина или коралла.

Удана. Происходит от слов уда – «вверх», «стремление» и ан – «дышать», «дуть», «жить». Находится эта энергия в верхней части тела. Сосредоточение – горло и голова. Связана с проглатыванием пищи, концентрацией и контролем за жизненными силами, а также с аспектами разрушения и разложения физической формы, например после ухода души из тела. Она усыпляет дживу (душу) и отделяет астральное тело от физического в момент смерти. Удана имеет бледно-белый цвет.

Самана. Расположение – район пупка, основная функция – пищеварительные процессы. Имеет цвет молока, хрусталя или маслянисто-блестящий, то есть нечто среднее между цветом праны и апаны.

Вьяна отвечает за кровообращение и находится во всем теле. Цветом напоминает солнечный луч.


Прана проявляет себя так же, как антахкарана (сознание). Хотя сознание едино, в человеческом существе оно проявляет себя в четырех формах, имеющих различные функции.

Маннас – ум: воспринимает окружающий мир посредством пяти органов чувств.

Буддхи – интеллект: способность рассуждать, анализировать, сравнивать и т. д.

Читта – память: кладовая и библиотека нашего опыта.

Ахамкара – эго: индивидуальное «Я», которое также называют «ложным Эго» или «маленьким «Я»».

Кроме того, существуют второстепенные виды праны.

Страница 9