Йога дыхания. Оздоровительные пранаямы на каждый день - стр. 16
При взаимодействии с пятью элементами и тремя гунами материальной природы эти субстанции принимают различные изменяющиеся формы, а сами субстанции перетекают из одной формы в другую. Все в этом мире, что имеет форму, или материально, развилось из этой вездесущей и всепроникающей тонкой субстанции – акаши. Газы, жидкости и твердые тела, Вселенная, включая нашу и миллионы других солнечных систем, все формы существования, о которых можно сказать, что они «созданы», являются продуктами этой единой тонкой и невидимой акаши и в конце каждого цикла возвращаются в исходное состояние. Отсюда логично вытекает упоминавшийся в начале книги закон физики: «Энергия не берется из ниоткуда и не исчезает бесследно. Она переходит из одного состояния в другое».
Подобным образом все известные человеку силы природы – гравитация, свет, тепло, электричество, магнетизм – все, что можно объединить под общим названием «энергия», животные силы, мысли и другие интеллектуальные силы – можно назвать проявлениями космической праны. Из праны они возникли в этом мире, в пране они в конце концов растворятся. Любую силу в этом мире, физическую или ментальную, можно свести к этой первичной силе. Нет ничего, кроме этих двух факторов в той или иной форме. Сохранение материи и сохранение энергии – два фундаментальных закона природы. Первый говорит о том, что общее количество акаши, образующей эту Вселенную, постоянно, а второй – о том, что общее количество энергии в этой Вселенной также постоянно. В конце каждого цикла различные проявления энергии затихают и переходят в потенциальную форму, то есть акаша становится неразличимой, однако в начале следующего цикла эти энергии вновь пробуждаются и восстанавливают свое разнообразие. Когда изменяется акаша, переходя из тонкой в грубую форму и наоборот, соответственно изменяется и прана.
Кроме того, есть еще пуруша – изначальное вездесущее сознание, которое проявляет само себя в этом мире в виде Параатмана (высшего «Я» живых существ) и Атмана (индивидуального «Я» живых существ, или души в разных формах и разных мирах). Фраза из Библии «Мы созданы по образу и подобию Бога» означает, что мы все имеем эту бесконечную изначальную природу, она проявляется в нас, и в нее мы возвращаемся.
Для йогина тело – это совокупность пяти элементов, и фраза «прах праху» означает, что форма, состоящая из пяти элементов, к этим элементам и возвращается, а духовное начало не может быть разрушено, но может переходить из одной формы в другую.