Япония. Введение в искусство и культуру - стр. 4
Стоянка Саннай-Маруяма,
префектура Аомори, открыта в 1992 г.
Теперь эта стоянка восстановлена практически в том виде, в котором существовала в древности. Интересно, что японцы активно используют внешний вид сооружений в Саннай-Маруяма для воспитания подрастающего поколения: так, в одной из серий популярного мультипликационного сериала «Дораэмон» милый кот-робот попадает в период Дзёмон, чтобы помочь своему другу, школьнику Нобита Ноби. Дораэмон должен забрать глиняную фигурку, которая по ошибке попала в чужое время. Благодаря визиту милого котоподобного робота в прошлое японские дети на экранах своих телевизоров могут увидеть, чем занимались жители Японии в то далекое время: на кадрах из популярного мультфильма они готовят на огне мясо, укачивают на руках детей… и даже читают книги, которых, разумеется, не могло быть в период Дзёмон ввиду полного отсутствия письменности.
Надо сказать, во многом именно из-за отсутствия письменных источников период Дзёмон является одним из самых неоднозначных периодов в истории японской культуры. Отсутствие достоверных сведений о ритуалах до сих пор приводит к многочисленным спекуляциям на тему верований и религиозных практик древних людей. В особенности это касается фигурок догу, функциональное назначение которых по-прежнему занимает умы любителей всего мистического и таинственного.
Только в Саннай-Маруяма найдено около двух тысяч фигурок догу. Большинство из них были расколоты на несколько частей, причем считается, что разбивали их преднамеренно – возможно, в ритуальных целях. Так, одна из самых больших фигурок, раскопанных на стоянке, была разбита на две части и имела около тридцати двух сантиметров в длину, при этом голова находилась в полутора метрах от основания. Все фигурки обычно полые внутри и имеют очень тонкие стенки.
Эти антропоморфные статуэтки – с сердечкообразными лицами, большими насекомьими глазами или без глаз вовсе, открытыми в безмолвном крике ртами, подобием пирсинга в ушах и особым орнаментом (возможно, татуировками) на теле – обладают андрогинными чертами, то есть одновременно имеют и мужские, и женские признаки. Многие фигурки имеют едва наметившиеся груди, а горизонтальные полоски в центральной части тела, по мнению исследователей, можно считать стилизованным и значительно упрощенным изображением фаллоса. Иногда статуэток зооморфные черты, которые представляют полулюдей-полузверей.
Появившись на самом раннем этапе исторического развития, волны, круговые и геометрические элементы впоследствии войдут в состав художественного языка традиционного японского искусства.