Япония. Введение в искусство и культуру - стр. 6
Скорее всего, рис был завезен в Японию из Восточного Китая. Попавшая в страну культура рисосеяния подразумевала поливной (или проливной) способ производства. Чтобы залить поле водой, требовалось как минимум построить разветвленную сеть каналов и прорыть эти каналы к рекам. В одиночку осуществить такой проект не представлялось возможным, равно как и невозможно было одному человеку поддерживать такую систему в рабочем состоянии. Полями занимались многие поколения людей. Их объединяло общее дело – поддержание работы каналов, уход за рисом, создание новых полей. В то же время образовывались излишки продуктов, которые способствовали увеличению количества членов общины и – закономерно – стимулировали социальное расслоение, а борьба за урожай привела к развитию многочисленных культов, направленных на повышение плодородия. Впоследствии магические ритуалы станут органичной частью синто – комплекса традиционных религиозных верований японцев.
Как же выглядели архитектурные сооружения в период Яёй? Оставив свайную конструкцию с перекрытиями, люди перешли от землянок к домам, приподнятым над землей. У них появился дымоход, а значит, в холодное время года японцы могли готовить пищу дома и при этом не задыхаться от копоти. Это были просторные помещения, в которых собирались сразу несколько поколений одной семьи. Внутри стало гораздо комфортнее и теплее: одно дело – жить на холодной земле и совсем другое – иметь полноценное, хорошо обустроенное жилье.
Наряду с усовершенствованной формой домов в поселениях периода Яёй появились особые сооружения – рисохранилища, которые впоследствии станут прообразами синтоистских храмов. И это не случайно: именно здесь хранилось самое ценное – рис, без которого продолжение жизни всех членов общины было уже просто невозможно.
В этот же период на островах впервые появляется гончарный круг. Это ознаменовало абсолютно новый подход к керамическому производству: впервые изготовление керамики стало массовым. Однако новая керамика выглядела совершенно иначе. Все великолепие, красота, невообразимые формы, поражающие воображение стилевые находки периода Дзёмон сменились на строго утилитарный подход периода Яёй. Из всех многообразных типов декора осталось разве что процарапывание – но не по готовому изделию, а по форме на гончарном круге. Для этого одну или несколько палочек попеременно подставляли к крутящейся основе, благодаря чему линии получались ровными и четкими.
Этот стиль говорит нам о тесной связи с континентом. По форме сосуды стали более ровными и гармоничными, ушла эксцентричность, они были сугубо утилитарными и обладали устойчивой базой. С точки зрения технологии такую форму создать руками было практически невозможно: подобные изделия могли появиться только при работе на гончарном круге.