Япония. Введение в искусство и культуру - стр. 3
Со временем керамика стала плоскодонной, но способ орнаментации остался неизменным: это были все те же узоры, продавленные и отпечатанные с помощью скрученных веревок во влажной, незатвердевшей глине. Разные по толщине веревки позволяли добиться оттисков, различных по своим визуальным характеристикам. Иногда такие узоры могли быть разнонаправленными: например, в одном регистре сосуда узор шел справа налево, а затем – слева направо.
Япония – одна из самых небольших стран Азии, и тем не менее площадь Японии превышает размеры современной Великобритании (377 835 против 242 495 км >2). При этом японский архипелаг состоит почти из семи тысяч островов, из которых населены лишь четыреста тридцать. Четыре основных острова, с севера на юг, – это Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю.
Базой для изготовления сосуда, скорее всего, служила плетеная корзина. Глину предварительно разминали и скручивали в небольшие спирали, которые по кругу укладывали на дно корзины. Затем получившаяся масса утрамбовывалась руками, а стенки сосуда выравнивались. Часть изделий украшали орнаментом, поочередно прикладывая к незатвердевшей глине палочки с накрученными на них веревками. Также при необходимости делали небольшие отверстия, острыми предметами процарапывали линии, выполняли оттиски красивой формы с помощью ракушек. Готовые изделия оставляли сохнуть на солнце или запекали в огне, но вся керамика неизменно оставалась неглазурованной.
В поздний период люди Дзёмон стали активно использовать разнообразные налепы, благодаря чему форма керамических изделий становилась все более ассиметричной и в какой-то момент начала походить на языки пламени. До сих пор эти сосуды вдохновляют современных художников на создание уникальных произведений искусства.
Так, работы современной японской художницы Хосоно Хитоми хранятся в разных коллекциях по всему миру, в том числе в Британском музее. Родившись в Японии в префектуре Гифу, она творит свои произведения в Лондоне, где расположена ее студия. В отличие от мастеров периода Дзёмон Хосоно создает первоначальную форму сосуда на гончарном колесе. Затем вручную – с помощью пальцев и зубочисток – добавляет различные элементы, например, тысячу отдельных листочков, объединенных в общую композицию, напоминающую сосуды периода Дзёмон.
Керамика использовалась в период Дзёмон не только для хранения еды и приготовления пищи, но и в ритуальных целях. Перегруженные декоративными элементами и имеющие столь сложные формы сосуды не были настолько уж необходимы в быту. Но все же тенденция к украшению, к изменению внешнего вида изделия стала одной из главных черт искусства Японии уже в древний период. О жизни людей периода Дзёмон в основном известно благодаря археологическим находкам, причем не всегда они случаются при планомерных археологических изысканиях. Одну из самых известных стоянок – Саннай-Маруяма – обнаружили совершенно случайно при строительстве стадиона в префектуре Аомори. Разумеется, возведение спортивного объекта было свернуто, а в результате раскопок, проведенных в 1992 году, было найдено поселение, которое существовало на этом место в 5500–4000 лет назад. Поселение насчитывало около пятисот землянок. Кроме того, здесь были расположены несколько свайных конструкций, включая сооружение, державшееся на шести деревянных колоннах диаметром один метр каждая.