Размер шрифта
-
+

Япония. Введение в искусство и культуру - стр. 1

© Пушакова, Анна, текст, 2018

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Япония до принятия буддизма

Япония на заре времен

Ледниковый период и палеолит

Мы привыкли к тому, что на картах Японию отделяет от материковой части Азии значительное водное пространство – Японское море. Однако в глубокой древности, до таяния ледников, эта территория выглядела совершенно иначе.

Строго говоря, до конца ледникового периода Япония даже не являлась островным архипелагом. Сорок тысяч лет назад, когда здесь поселились первые люди, этот массив земли не был полностью отделен от материка, а Японское море больше походило на гигантское озеро.

С материком эту территорию соединяли многочисленные перешейки, по которым из Евразии переправлялись люди и звери.

Согласно археологическим находкам, в старину в Японии водились мамонты и большерогие олени. Древние люди занимались охотой и собирательством и совсем не умели изготавливать керамику. Поэтому японский палеолит – колоссальный временной период продолжительностью с 40 до 10–12 тысячелетия до н. э. – также известен среди ученых как период докерамической культуры.

Все изменилось около двенадцати тысяч лет назад, когда произошло резкое потепление. Ледники на севере стали таять, и вместе с уровнем Мирового океана значительно поднялся уровень воды в Японском море. Именно тогда Япония и превратилась в привычный нам архипелаг. Островная часть оказалась навсегда отрезана от материка глубокой толщей воды. Отныне попасть в Японию можно было только по морю.

Этому обстоятельству было суждено сыграть большую роль в дальнейшей судьбе японского государства. Обособленное географическое положение значительно упростило возможность проведения политики самоизоляции. К приему сакоку – закрытию страны от контактов с внешним миром – Япония будет неоднократно прибегать на протяжении всей своей истории.

Япония – одна из самых небольших стран Азии, и тем не менее ее площадь превышает размеры современной Великобритании (377 835 против 242 495 км>2). При этом японский архипелаг состоит почти из семи тысяч островов, из которых населены лишь четыреста тридцать. Четыре основных острова, с севера на юг, – это Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю.

Самый большой остров Японии – Хонсю – занимает больше половины от общей площади страны. Здесь располагались все японские столицы – от Хэйдзё-кё (Нара) и Хэйан-кё (Киото) до современного Токио. На Хонсю преобладают горы и вулканы, среди которых гора Фудзи высотой 3776 метров, ставшая узнаваемым символом Японии (на самом деле Фудзи является стратовулканом строгой конической формы).

Интересно, что остров Хоккайдо – самый большой остров на севере Японии – не играл какой-либо значимой роли в истории страны вплоть до конца XIX века. Остров Сикоку и вовсе был и остается самым маленьким и наименее населенным из четырех основных островов архипелага. Так что вторым по значению после Хонсю можно считать остров Кюсю. Расположенный на юге, он находится ближе всего к Корее, и именно через Кюсю Япония контактировала с культурой азиатского материка.

Итак, начиная разговор об искусстве Японии, мы в первую очередь должны помнить, что имеем дело с островной культурой. Такое расположение дарило японцам чувство защищенности от внешнего мира и одновременно способствовало обособленному развитию японского искусства. Возможно, именно поэтому даже в наш век глобализации можно встретить размышления на тему особого, неповторимого пути Японии.

Почему же до сих пор мы воспринимаем ее как страну загадочную, непознанную, необычную? Являясь частью большого мира, Японии по-прежнему удается противопоставить ему свою уникальную культуру. И это несмотря на значительное влияние Кореи и Китая (начиная с VI века), Европы (в XVI–XVIII веках и особенно в XIX веке) и Америки (в ХХ веке). На протяжении долгих столетий Япония продолжала выстраивать и разрабатывать свой собственный уникальный культурный код. Настоящее издание – попытка подобрать ключ к этому коду, расшифровать традиционные японские символы и поместить предметы японского искусства в исторический и культурный контекст.

Страница 1