Времена и право - стр. 31
Первоначально нерасчлененный конгломерат культуры начал распадаться на продукты специализированных систем деятельности. Сначала выделились искусство, наука и инженерия, военное дело. Появились сферы деятельности, связанные с нормативным регулированием общественных отношений. Первой такой сферой стала деятельность судов, которые из собраний членов общины первобытного времени превратилась в специализированную деятельность управленцев: жрецов (Египет, Месопотамия) и чиновников (Китай). В Шумере даже существовали профессиональные судьи, назначаемые царем, что привело к появлению системы обучения соответствующих специалистов – судей и обслуживающего персонала.
«Правила поведения», в соответствии с которыми осуществлялось правосудие, определялись укоренившимися к тому времени обычаями. Писаные законы, впервые появившиеся в Шумере около XX в. до н. э., представляли собой прежде всего попытку селекционирования массива обычаев на «правильные» и «неправильные», «полезные» и «вредные». Отсюда казуистичность и отрывочность этих судебников. Необходимость в таком разделении возникала прежде всего там, где население было весьма разнородно по этническому составу, культуре и религии (Шумер, Аккад и Вавилон). В более однородных по составу населения государствах такая потребность возникла значительно позже. Так что о возникновении законотворческой деятельности в цивилизациях Древнего Востока говорить не приходится.
Господство идеациональной этической системы и практически полное отсутствие чувственной этики, ориентированной на увеличение совокупности чувственного счастья, комфорта, полезности и удовольствия отдельных людей и социальных групп, являющейся источником частноправовых отношений, не позволяло этим отношениям развиться. «Законодательство» цивилизаций Древнего Востока было преимущественно уголовным.
Итак, в древневосточных цивилизациях наблюдаются разве что зачатки отдельных видов правовой деятельности. Говорить о появлении системы правовой деятельности и, соответственно, о ее продуктах и результатах не приходится. Отношения между людьми и между людьми и властью регулируются обычаями в качестве скорее культурных, чем правовых норм. Тем не менее определенные тенденции к вычленению обычаев из общекультурного контекста в правовую сферу все-таки наблюдаются. В результате этих процессов в период существования цивилизаций Древнего Востока и происходит зарождение права, его отпочкование от ствола культуры.
Часть вторая
Возникновение права
Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.