Времена и право - стр. 32
Хризипп
Вступление к части второй
В предлагаемых пытливому читателю очерках мы на примере античной цивилизации продолжим отслеживать, как происходило вычленение из общего массива культуры такой ее отрасли, как право в его современном виде, т. е. в виде системы юридических сфер деятельности, а также набора ее продуктов и результатов[88].
Античная цивилизация, просуществовавшая с IX–VIII вв. до н. э. по IV–V вв. н. э., сложилась в целом как результат интерференции (наложения, взаимодополнения и взаимопроникновения) двух древних культур: греческой и римской. Она решительно отличалась от других древних цивилизаций.
Месопотамия, Древний Египет, Китай и Индия были как бы «вещью в себе». Они воевали и торговали с соседними государствами, но не делились своими достижениями и почти не перенимали достижения и культурные образцы других народов.
Совершенно иной была античная цивилизация. Она оказала мощнейшее влияние на большое количество государств и народов, которые соседствовали с этой цивилизацией или были завоеваны ею. Античное общество было ориентировано на широкие контакты с внешним миром с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и всевозможной полезной информацией. Эта цивилизация достигла невиданных достижений в сфере науки, искусства, инженерии, государственного строительства, военного дела и права. Образцы этих достижений не только пережили античную цивилизацию, но и до сих пор, так сказать, находятся в «рабочем» состоянии.
Собственно право в его современном виде возникло в лоне античной цивилизации. Древнеримское право легло в основу современных правовых систем европейских стран и продолжает свое распространение на другие континенты.
Глава 1
Древняя Греция
§ 1. Колыбель права
Античная цивилизация возникла в результате социокультурной флуктуации – непредсказуемого события, обусловленного множеством причин, дать исчерпывающий перечень которых в принципе невозможно[89].
Развитие социальных систем происходит отнюдь не линейно, от одних достижений к другим. Социокультурным процессам присущи прерывность и пульсация. Ни исторический процесс в целом, ни социокультурные процессы не имеют никакой постоянной тенденции, никакого направления, которому они должны неукоснительно следовать. Наоборот, важнейшую роль в историческом процессе играют социокультурные флуктуации, которые подробно исследовал Питирим Сорокин.
С его точки зрения, уникальность греко-римской и ее наследницы западной культур обусловлена их способностью переходить от одной «системы истины и реальности» к другой. Имеются в виду идеациональная, чувственная и идеалистическая культуры. Им соответствуют этические системы, определяющие ценностные установки общества. Идеациональную этику можно назвать системой абсолютных норм, начисто отрицающих чувственную этику, или этику счастья. Идеалистическая этика представляет собой логическое (лишенное внутренних противоречий) смешение первых двух