Времена и право - стр. 33
Цивилизациям Древнего Востока была присуща исключительно идеациональная этика, которая так и не сменилась на какую-либо другую, что и обусловило их судьбу. Этико-философская мысль античной цивилизации также вначале придерживалась исключительно идеациональной этики, но в VI в. до н. э. резко возрастает влияние этики счастья[91].
Безусловно, именно ценностные установки, т. е. ответ на вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо», играют определяющую роль в правовых построениях. Система ценностей воплощает в себе общественные идеалы и выступает в качестве эталона должного, который и лежит в основе правовой системы того или иного государства. Уже законодательство стран Древнего Востока, будучи несистемным и казуистическим, по сути дела отвечало на вопрос, как дóлжно поступить и как должно быть в том или ином случае[92].
С начала VI в. до н. э. систему ценностей граждан античных городов-государств (полисов) составляли: автономия – стремление граждан жить собственным умом; автаркия – самообеспеченность, стремление иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и производств внутри государства, стимулирование отдельного гражданина на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве; свобода – независимость граждан в частной жизни, возможность высказывать любые суждения по поводу общественной жизни, являвшейся итогом усилий каждого; равенство – умеренность в быту, умение соотносить свои и чужие интересы, считаться с мнением и интересами коллектива; коллективизм – участие в общественной жизни считалось обязательным; традиционализм – почитание традиций и их хранителей – предков и богов; уважение личности – гарантирование гражданской общиной каждому ее члену существования на уровне прожиточного минимума; трудолюбие – ориентация на общественно полезный труд, прямо или косвенно приносивший пользу коллективу[93].
Античная система ценностей разительно отличалась от системы сакрализованных ценностей деспотий Древнего Востока, которые, за исключением Индии, представляли собой жестко централизованные забюрократизированные государства.
Именно в странах Древнего Востока, по мнению Л. Мэмфорда, состоялось одно из величайших достижений человечества – изобретение архетипа машины[94]. Царская власть в целях создания протяженных ирригационных, оборонительных и грандиозных культовых сооружений (зиккураты и пирамиды) сумела сконцентрировать рабочую силу и применить такие способы ее организации, которые позволили выполнить работы невиданного до этого масштаба.