Времена и право - стр. 30
Согласно «Законам Ману» у древнеиндийского царя не было большого собственного царско-храмового хозяйства, как у царей Месопотамии или фараонов Египта. Как богочеловек, принявший на себя обязанности высшей дхармы кшатрия – охраны подданных, прежде всего брахманов, он получал фиксированный налог с общинников. Сакрализуя власть раджи, «Законы Ману» предостерегали его от человеческих недостатков, от «губительного порока жадности», требуя взимать налоги так, чтобы «пользовался плодами царь и исполняющий работы» (ст. 128 гл. VII)[85].
Со временем книга «Законов Ману», пройдя через множество переработок, превратилась в разноречивое собрание разнохарактерных, лишь поверхностно сгруппированных установлений религиозной, нравственной и политической жизни. Тем не менее «Законы Ману» в качестве действующего свода правил просуществовали почти два тысячелетия.
Как отмечал Дж. Неру, «нигде, кроме Индии и Китая, не было подлинной непрерывности цивилизации»[86]. В 1963 г. он заявил, что в Индии еще не наступил окончательно разрыв с древним периодом[87]. Выявить в культуре Древней Индии зачатки права в современном понимании можно только с большой долей условности. Нет никаких свидетельств возникновения правовых сфер деятельности, а тексты правового характера растворены в богатом литературном наследии Древней Индии. Весьма своеобразные менталитет и стиль мышления индийских мыслителей, носившие, если можно так сказать, антидеятельностный характер, стали одной из основных причин как гомеостаза индийской культуры, так и оставшейся в значительной мере ее неразветвленности на привычные европейцам отрасли.
Заключение к части первой
Развитие человеческого сообщества начиная с первобытных времен сопровождалось накоплением совокупности практик и порожденных ими артефактов, изначально представлявших собой их неструктурированную совокупность (культуру), сохранявшуюся и передававшуюся от поколения к поколению и от общества к индивиду посредством обычаев. Обычаи стали первым механизмом социального контроля.
Переход к оседлому образу жизни привел к возникновению традиций, основанных на этических нормах. В силу религиозно-мифологического сознания первобытного человека его этическая система могла быть исключительно идеациональной.
По мере усложнения структуры родоплеменного общества из общего конгломерата практик первой выделилась управленческая деятельность, опиравшаяся на насилие и суггестию. Возник слой профессиональных управленцев: чиновников и жрецов.
Первые в истории человечества цивилизации, возникшие примерно 5–6 тысяч лет назад, обладали весьма сложной структурой межличностных и общественных отношений и соответствующей им развитой системой управления, одним из примеров которой стала организация коллективных действий в соответствии с архетипом машины. Возникла письменность, прежде всего как средство контроля и учета.