Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 27
О таком спасительном значении Креста для всех нас много говорят в проповедях древние церковные писатели. Так, автор приписываемого святителю Амвросию Медиоланскому «Слова о Кресте Христовом» провозглашает: «Крест Господень доставил спасение роду человеческому… Ибо чрез Крест, взяв все скорби рода человеческого, Он истребил их в Своем Страдании, чтобы не было более у человека ничего, что бы вредило ему». Согласен с ним и святитель Кирилл Иерусалимский, ярко говорящий о плодах спасительного значения Креста: «Крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил». Автор же «Слова на Воздвижение Честного Креста», приписываемого Златоусту, тесно увязывает темы Креста и достигаемого христианином спасения именно как спасения в Церкви Христовой: «Радуйся, Крест – начало спасения и утверждение Царства!.. Крест есть спасение Церкви, Крест есть похвала возложивших на него упование».
Святые отцы согласны друг с другом: наше спасение осуществилось именно посредством Креста и на Кресте. Собственно миг Распятия Господа оказывается определяющим, как бы «переломным». Автор «Слова на Воздвижение», приписываемого Златоусту, восклицает: «Христос висит на Кресте – и дьявол умерщвлен; Христос распростерт на Кресте – и спасительное Знамение даровано всему миру; Христос пригвожден ко Кресту – и всякая душа разрешена от уз; Христос томится на Кресте – и все создание освобождено от рабства истлению; Христос на Кресте испустил дух – и новое чудо явлено миру: свет солнца помрачается. Для неверных в этом знамение того, что на день суда им уготовляется тьма, а для верных этим знаменуется то, что для них тьма сменяется дневным светом».
Вторит этим церковным писателям и святитель Андрей Критский, который решительно утверждает, что единственной целью Воплощения Сына Божия, Его Вочеловечения, явления в мире Христа как одного из нас, людей, было спасение человеческого рода от греха, осуществившееся именно через Крест, посредством Распятия и Смерти Господа за мир и человеческий род. Он говорит: «Если бы не было Креста, то и Христос не был бы на земле». И вслед за этим утверждением святитель Андрей свидетельствует о том, что без Креста спасение вообще не было бы осуществлено, ибо тогда Христос бы не умер, а значит, нас бы не искупил. Святитель Андрей учит: «[Это] Крест, на котором, чрез который и которым утверждено и воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос бы не был распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к Древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из [Ее] ребра потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир, не было бы разорвано