Размер шрифта
-
+

Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 28

греха (ср. Кол. 2: 14), нам бы не была дарована свобода, мы бы не стали наслаждаться Древом жизни, для нас не отверзся бы Рай, не отступило бы от Эдема пламенное обращающееся оружие (см. Быт. 3: 24), и не сделался бы обитателем Рая разбойник».

О величайших спасительных дарах, полученных человеческим родом благодаря Кресту Христову, размышляет и святитель Феофан Затворник, говорящий о том, что именно Крестом побеждена смерть, возвращен Рай, дарована новая обновленная духовная жизнь человека в Боге, дан залог грядущего всеобщего воскресения из мертвых. Святитель Феофан говорит: «Единородный Сын Божий… снисшел на землю, принял на Себя человечество, пострадал и умер на Кресте. Сей Крестной Смертью умерщвлена смерть и возвращен нам истинный живот во всем его пространстве: возвращена жизнь вечная, ибо со Креста сказано и разбойнику Господом: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43); возвращена и жизнь телесная, как сие явлено было особенным знамением в самый час Смерти Господней на Кресте, когда гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27: 52). Возвращена жизнь духовная, ибо распятый Христос Господь сделался для призванных силой и премудростью во спасение (ср. 1 Кор. 1:24). А таким образом истинная жизнь опять воцарилась на земле».

Именно поэтому для христианина отречение от Креста Христова – от веры в него, в его спасительное значение – приравнивается святыми отцами к духовной гибели. Духовно гибелен бывает для нас также отказ от смиренного несения в нашей жизни собственного креста, ропот на него; ведь мы призываемся постоянно сораспинаться Господу, Который Сам строго говорит в Евангелии: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10: 38). Потому-то святитель Кирилл Иерусалимский так решительно и грозно предупреждает: «Если отречешься от Креста, то ожидает тебя огонь вечный».

Говоря о Кресте как об орудии нашего спасения, святые отцы подчеркивают, что именно он и стал тем Жертвенником, на котором Сын Божий принес по Своему Человеческому естеству Искупительную Жертву за мир и за людской род. «Видишь, как стал Он [Христос] и Жертвой и Священником, а жертвенником был Крест?» – спрашивает нас Златоуст в «Первой беседе о Кресте и разбойнике». И именно на Кресте, по мысли святителя Феофана Затворника, «Спаситель… Крестной Смертью Своей примирил нас с Богом».

Мы знаем: этот спасительный для нас и священный Жертвенник-Крест оказался устроен, утвержден отнюдь не в Иерусалимском храме, где в ту эпоху чтил своего Господа богоизбранный народ, но был поставлен вне пределов городских стен, в грязном и отвратительном месте, где казнили убийц и воров. Почему же Господь избрал для Своего священного и спасительного Жертвенника-Креста именно такое место? По убеждению святителя Иоанна Златоуста, все ради того же предельного кеносиса, добровольного Самоуничижения, Самоумаления Спасителя, смиренно принявшего поругание от распинателей и взявшего на Себя грех мира, однако – без самой вины за этот грех. Златоуст поясняет: «Почему же, скажешь, Жертва приносится не в храме, а вне города и стен? Чтобы исполнилось пророчество, что Он будет

Страница 28