Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 29
Кроме того, по убеждению святителя Иоанна, была еще одна важная причина, почему Жертва Христова оказалась принесена вне городских стен. Иерусалим был городом и святыней лишь одного из народов земли – богоизбранного еврейского. Христос же пришел спасти и искупить не только евреев, но и весь мир, все народы. Потому-то Господь и приносит Искупительную Крестную Жертву «вне города и стен, чтобы тебе знать, что Жертва всеобща, что приношение за всю землю, чтобы ты знал, что очищение всеобщее». Тем самым Господь являет нам вот что: отныне священные жертвенники и алтари могут воздвигаться не только в Иерусалимском храме, но и по всей Вселенной, во всяком месте – уже весь мир целиком освятился и исцелился Кровью Христовой: «так как пришедший Христос очистил всю Вселенную, всякое место стало местом молитвы. Поэтому и Павел смело увещал безбоязненно молиться везде, говоря: желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки (1 Тим. 2: 8). Видишь, как очистилась Вселенная? На всяком месте мы можем воздевать святые руки, потому что вся земля стала святее внутреннего [иудейского храмового] святилища».
На этом священном Жертвеннике-Кресте происходит примирение Бога и человека, Неба и земли. Не потому, что Бог прежде враждовал против человека: Господь не враг никому. Но потому, что мы сами поставили себя в положение врагов Божиих своим бунтом против Него, своими грехами. И вот теперь на Кресте оказывается пригвожден и уничтожен наш древний грех, а с ним и вся ненависть и вражда богоборческого бунта падшего творения против собственного Создателя. Как говорит о таком спасительном значении Крестной Жертвы, преодолевающей нашу вражду против Творца, святитель Кирилл Иерусалимский, «претерпел это Спаситель, чтобы… умиротворить (Кол. 1:20) Кровью Креста небесное и земное. Ибо мы были врагами [Божиими] по причине греха; и [потому] Бог определил смерть грешнику». И вот именно на Кресте и силой Крестной Жертвы Господь, проявляя истинное человеколюбие, Сам берет на Себя наш грех и умирает за нас – как будто бы будучи грешником, но при этом на самом деле оставаясь абсолютно свят и безгрешен – и тем исполняет древнее Божественное определение о спасении человеческого рода. Таким образом, Христос вознес грехи наши… телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет. 2: 24).
Христос приносит эту Жертву по воле и благоволению Отца. Однако она, конечно же, не была нужна, необходима Самому Богу Отцу. Ведь разве могла принести Ему какое-либо «наслаждение», «удовольствие» Смерть на Кресте Собственного Сына? Не была необходима эта Жертва и Самому Христу – ибо Ему не требовалось никакого личного самоисправления и искупления посредством Собственной смерти, так как Он был совершенно свят и целиком свободен от власти греха. Однако Сын эту Жертву все же приносит, а Отец – принимает. Ради чего? Вернее же, ради кого? Ради нас! Как поясняет эту мысль святитель Климент Охридский, «то [страдание], что принял наш Спаситель, Он принял не ради Себя и не ради Своего Отца, но [ради того], чтобы спасти человеческий род, спасти же Крестом». Богу Крестная Жертва была совсем не нужна. А вот человеку – просто необходима, ибо через нее нам открылась новая жизнь в Боге, совершилось исправление поврежденной грехом людской природы и восторжествовала свобода от прежней власти над людьми самого этого греха. И вот Господь Иисус Христос эту Жертву приносит, а Его Небесный Отец принимает: причем, как учит нас Церковь, принимает ее не Сам по Себе, но вместе с Двумя Другими Лицами Пресвятой Троицы. По парадоксальному церковному учению, Сын Божий, принося Себя в Жертву за нас по Своему Человечеству на Кресте, в то же время и Сам принимает ее вместе с Отцом и Духом Святым как Бог, как Одно из Лиц Пресвятой Троицы. И совершается все это по величайшей и бесконечной единой общетроичной любви Творца к Своему творению.