Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 27
3. Самолюбие
По причине самолюбия человек часто ошибается в своих оценках и суждениях о тех вопросах, которые так или иначе связаны с ним. Он наслаждается своим голосом, любит написанные им стихи, обожает своих детей, поэтому легко может ошибиться, рассуждая о них. Из-за самолюбия человек положительно оценивает не только себя, но и всё, что он любит и что с ним связано. И поэтому он либо совсем не замечает свои недостатки и минусы своих родных и близких, либо считает их незначительными. Но достоинства и достижения он может легко преувеличивать. И напротив, он относится очень отрицательно к своим недругам и к тому, что его раздражает. И до тех пор, пока действительность не станет ему очевидной и он не подвергнется определённому испытанию, он будет отстаивать свои взгляды[135].
Поэтому разумный человек должен избегать самолюбия в таких случаях, чтобы избежать преград на пути познания. Он должен анализировать вопросы тщательно и беспристрастно и относиться к ним с определённой долей сомнения и скепсиса. В подобном случае его знания и взгляды будут ближе к действительности.
Разумеется, люди не одинаково самолюбивы, и потому уровень их ошибок разнится. У одних их больше из-за сильного самолюбия, а у других – меньше, потому что они контролируют этот свой инстинкт[136].
Глава третья
Мораль
Изучая инстинкты и тонкости человеческой природы, а также различия между людьми и факторы, приводящие к ним, Джахиз спрашивает: могут ли инстинкты и нравы людей меняться или же они постоянны и неизменны? Если допустить, что они могут меняться, то каким путём можно добиться перемены старых качеств и приобрести новые? Каковы критерии добродетели и порочности?
Помимо вышеупомянутых вопросов, Джахиз рассуждает в своих сочинениях на такие темы, как роль морали и личных качеств в поведении человека, влияние воли и знаний на ценность действий, на удовольствие и счастье. Часть взглядов этого мусульманского мыслителя на данные вопросы выражена в его трактатах «ал-Ма‘аш ва ал-ма‘ад» и «ал-Ахлак ал-махмуда ва ал-мазмума».
Прежде чем приступить к обсуждению, следует отметить, что, по мнению Джахиза, абсолютное совершенство недостижимо. Нет такого человека или сообщества, в котором не было бы никаких недостатков, а все его качества были положительными. Поэтому при сравнении людей, сообществ и народов критерием выступает уровень достоинств и недостатков. Предпочтение отдаётся тому, у кого больше достоинств и меньше недостатков[137].
Первичная и вторичная природа
По убеждению Джахиза, человек способен изменить свои первичные инстинкты и качества или же заменить некоторые из них новыми. Например, человек инстинктивно любит общаться, но это ему мешает следить за своим языком, воздерживаться от нежелательных слов и соблюдать повеления Господа. Но Всевышний Аллах дал человеку силу и способность изменять некоторые инстинкты. К примеру, Господь вложил в человеческую природу потребность в еде и противоположном поле и при этом запретил ему прелюбодействовать и добывать пищу запретным путём