Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 3
Художественные средства
Сравнения (сердце зашлося, как с большого похмелья; как камень сделалась птица, гнездо – чисто шапка мушшинская), диалектизмы (черница, капалуха, зубить), просторечия (трудяги, струмент, хлешшет, шебаршит, героизма, оборжут).
3. «Афганец у ног президента», рассказ
«Афганец у ног президента» – короткий рассказ, написанный в 1993 г., относится к красноярскому периоду творчества В. П. Астафьева. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
Основой сюжета является воспоминание о поездке автора в Америку на прием в посольстве. Среди депутатов СССР был депутат, избранный из комитета ветеранов войны в Афганистане. Автор, опоздав на прием, искал место, где можно было бы поесть, и нашел его у ног статуи президента «Вашингтона или Авраама Линкольна». С другой стороны уже сидел однорукий «афганец». Через некоторое время они вместе пошли в гостиницу, и писатель задумался. Он пытался найти что-то общее между двумя слугами народа – «афганцем» и одним из депутатов СССР, шумной, развязной, настойчивой женщиной, и не мог. Два человека были детьми одной земли, заседали в одном помещении, но у них не было общего.
4. «Ах ты, ноченька!», рассказ
См.: Энциклопедический словарь-справочник, 2019
5. «Бедный зверь», рассказ
«Бедный зверь» – короткий рассказ, написанный в 1975 г., относится к вологодскому периоду творчества В. П. Астафьева. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
В рассказе описываются события, произошедшие во время военных действий в Карпатах. Медведь оказался зажат между батареями советских солдат и немецкими танками. Он бегал по лесу взъерошенный, молчаливый, – искал уединения и не находил его. Солдаты сначала отпугивали медведя, потом начали потешаться над ним, а он, контуженный, разбитый, наконец не вынес всего, что происходило вокруг. Медведя нашли мертвого у реки и закопали. Смысл текста помогает понять пейзаж, описанный в конце рассказа: горящий лес, который никто не хотел тушить, было не до того, готовились к новому бою.
Художественные средства
Метафоры (полуостров леса; кровенился брусничник; попивши зуб ломящей водицы).
Эпитеты (блеклое, грустное небо осени; нахрапистая изворотливость; корабельный сосняк).
Сравнения (наши батареи прямо с марша развернулись по опушке леса цвета окислившегося, серо-зеленого металла, лавой сползающего с горы…; огромный, на грозовое облако похожий клуб дыма вспухал над горами