Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 2
Традиционным приложением является раздел «Наши авторы».
Л. Г. Самотик, Т. Н. Садырина
Все произведения В. П. Астафьева. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001)
1. «Аве Мария», рассказ
«Аве Мария» – короткий рассказ, написанный в 1993 г., относится к красноярскому периоду творчества В. П. Астафьева. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
В заглавие рассказа вынесено название музыкального произведения Франца Шуберта – одного из самых популярных и любимых творений Астафьева. Философско-религиозное размышление о сути творчества, о божественной природе музыки, о даре творца, о сотворчестве c Высшей силой небес. Сквозной мыслью текста является утверждение о неизбежности человеческого страдания, о связи земного и небесного.
«Аве Мария» – кто вдохнул эти звуки, эти слова в человека?! Если это дар небес, то пусть небеса и станут для творца тем местом, тем раем, о котором он мечтал на земле. И пусть единственной наградой за труды и муки земные будет ему та единственная, которой он достоин, все такая же юная, чистая, какую он знал на земле, какую любил он и воспел, превратившись в божество, пусть протянет ему руки у голубых небесных врат и пусть уведет его в пространство, лишь для них двоих наполненное несмолкаемой песней любви, уведет туда, где рай, где ждут их покой и свобода, где сокрыта тайна, всегда влекущая человека, туда, туда, где все вечно. Звучит молитва о прощении, о любви, и горит, все горит негасимой свечою «Аве Мария».
Художественные средства
Эпитеты (несмолкаемая песня любви), метафоры (певец, небесами посланный, Богом нам дарованный, поет мою душу и моей душою), риторические вопросы, восклицания.
2. «Алеха», рассказ
«Алеха» – короткий рассказ, написанный в 1981 г., относится к красноярскому периоду творчества В. П. Астафьева. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
Рассказ имеет рамочную композицию. Автор является свидетелем разговора лесоруба Алехи с напарниками или попутчиками. Один из лесорубов начинает разговор о брошенных матерями детях, после чего Алеха рассказывает о капалухе, высиживающей птенцов. Гнездо птицы находилось на дороге, по которой перемещались лесорубы. Алеха сделал по этой дороге восемь рейсов, и каждый раз гнездо оказывалось под трактором между гусениц, но птица не сошла с яиц. Материнский инстинкт был в ней сильнее страха смерти. При очередном рейсе Алеха увидел, что ни капалухи, ни яиц нет. Птенцы вылупились, и их мать увела, а рассказчик забрал гнездо с собой как напоминание и пример настоящего материнства. В конце рассказа автор возвращается к брошенным детям, играющим в детском доме с бутылочками и собственными кулачками, ведь игрушек слишком мало. Писатель проводит параллель между животными, готовыми умереть, спасая свое потомство, и женщинами, оставляющими детей с самого рождения в роддоме.