Размер шрифта
-
+

Веды для всех, или Просто о сложном - стр. 23

Одна из Упанишад рассказывает историю двух птиц, сидящих на дереве. Одна птица все время занята (она сравнивается с нашим эго), другая же ведет себя спокойно и только наблюдает (она сравнивается со сверхдушой, Атманом). Точно так же первичный звук ОМ является универсальным символом как Абсолюта, неизменного Я, так и всех его относительных выражений.

С современной физике, в частности в теории струн, эти самые струны рассматриваются и как волны и как частицы. Они лежат в основе твердой материи. Так разве ведические мантры не являются такими же струнами в разнообразии общего? Современная наука подошла как никогда близко к разгадке существования Вселенной. Но чтобы постичь это полностью, требуется мудрость Упанишад, которая неустанно указывает, что все – материя, жизнь и дух – берет свое начало в общем поле чистого сознания.

В следующих главах будет дано описание каждой из десяти Упанишад в контексте Вед, которым они принадлежат.

4.3 Споры вокруг шрути

Многие годы ученые и исследователи Вед спорят относительно того, можно ли считать брахманы, араньяки и упанишады – шрути божественным откровением, или их все-таки следует рассматривать как обыкновенные комментарии к Ведам? Существует мнение, что все они произошли от самого Брахмана (Высшего разума) без вмешательства человеческого интеллекта. Другие утверждают, что только Самхита (четыре Веды) является шрути, а все остальное – комментарии исследователей. Это аргументируется тем, что Брахманы, Араньяки и другие ведические гимны носят имена своих составителей или тех, кто их первый раз записал. Их обычно называют в честь составителей и поэтому их нельзя отнести к Ведам.

Брахманы и Упанишады являются более поздними произведениями, чем Самхита, так как существуют Упанишады, которым всего лишь несколько сотен лет. Однако рассматривать их отдельно от Вед не представляется возможным, так как они составляют единое целое. Упоминание об этом также есть в Апастамба Шраутасутрах, части Кальпы3. Нужно отметить, что хронологический порядок появления ведических писаний не имеет большого значения, так как там объясняются универсальные истины. Гораздо более ценно само знание, раскрытие его сокровенного смысла. Это невозможно без многочисленных уточняющих текстов, то есть без Брахманов, Араньяков и Упанишад. Брахманы и Араньяки являются комментариями к ведическим текстам, а Упанишады и Веданги раскрывают глубокую и подчас скрытую философию этих текстов. Однако единственной мыслью, сутью всех Вед является то, что познание Бога не требует сверхусилий, он всегда вокруг и внутри нас.

Страница 23