Размер шрифта
-
+

Веды для всех, или Просто о сложном - стр. 25

Существует неразрывная связь между сущностью ведического знания и способом его постижения (предметом и методом). Ведическое мировоззрение, расходясь в этом с западными представлениями, отдает предпочтение шабда (истине откровения).

Веда дает структуру всего знания. Поэтому во всей ведической литературе всегда присутствуют три компонента – сам познающий, процесс или метод познания и знание, шабда (откровение). Все эти три компонента логически связаны. Ведические гимны располагаются в таком порядке, что каждый компонент логически вытекает из предыдущего и очень органично соединяется с последующим. Таким образом, все главы и параграфы объединяются в определенный раздел. Каждый раздел ведической литературы представляет собой одну из точек триединства – Риши (личности познающего), Девата (процесса познания) и Чандас (объекта познания). Этот процесс подробно описал Махариши Махеш Йоги в своем исследовании Апаурушея Бхасья4.

Апаурушея Бхасья – это система, которая объясняет структуру и логику Вед с позиции последовательно развивающейся структуры. Выражение любой природы или смысла начинается с вибрации, со звука. Понимание того что движет этим импульсом помогает осознанию того, что самонаправленная природа (Параматма или сверхдуша) находится в каждой молекуле и атоме. Махариши так описывает этот процесс.

1 этап – Растворение (Прадхвамса Абхава). Фаза

постепенного затухания звука.

2 этап – Тишина (Атйанта Абхава). Звук (безмолвие)

тишины или пуруша.

3 этап – Природа (Анионя Абхава). Вибрация

предыдущего звука пробуждает разум природы.

Это вызывает рождение нового звука.

4 этап – Интеллект (Праг Абхава). Возникновение нового

звука, так каждая буква текста предвосхищает и

структурирует следующую букву.

Сама Бхасья иллюстрирует как именно первое слово, первая пада (строка) и первая риша (стих) Ригведы зарождаются из первого звука. Каждый последующий звук является динамичным комментарием к предыдущему звуку и к структуре всей Ригведы. Двадцать четыре пробела в первых слогах выражают двадцать четыре пады следующих риш всей сукты и являются комментарием к первой рише. И так далее по всему тексту. Ригведа – это комментарий и к себе, и к своему источнику.

Десять книг текста называются мандалами. Мандала означает круг. Если поместить сутры первой мандалы в круг, то можно увидеть, что каждая сутра комментирует себя и противоположное суждение, а также предлагает одну непроявленную сутру. В свою очередь последняя десятая мандала является комментарием к первой.



Рис. 4.4 Каждая часть ведической литературы является частью единого целого и предмет ее изучения – это сознание, в котором должны прорастать семена духовного знания, которое очищает сознание.

Страница 25