Размер шрифта
-
+

Веды для всех, или Просто о сложном - стр. 22

4.2 Упанишады

В текстах Упанишад затрагиваются глубочайшие вопросы жизни всего человечества. Упанишады являются мостом между четырьмя Ведами и Бхагавадгитой. Если Веды – это мудрая бабушка, то Упанишады – это идеальная мать, а Бхагавадгита – благочестивая дочь.

Как и в случае с брахманами и араньяками, у каждой из четырех Вед есть свои Упанишады. Они содержат универсальную философию существования, которая не потеряла своей популярности и поныне. Непревзойденные по глубине и наполненные духовной мудростью они затрагивают ум и сердце каждого, кто стремиться познать себя и окружающий мир через понимание творца. Бессмертные диалоги просвещенных мудрецов и преданных искателей истины содержат всю мудрость нашей Вселенной. Что является источником происхождения Вселенной, какова цель человеческого существования, в чем сущность бессмертия, что есть реинкарнация, как постичь божественное и многое другое объясняют нам Упанишады.

Всего есть сто восемь Упанишад и десять из них составляют ядро этой мудрости. То как они связаны с Ведами видно из рисунка 4.2



Рис. 4.2 Из десяти главных Упанишад одна принадлежит Ригведе, четыре – Яджурведе, две – Самаведе и три – Атхарваведе. Эти Упанишады были прокомментированы не только великими учеными из Индии, такими как Шри Ауробиндо, но также и западными учеными, такими как Артур Шопенгауэр и Макс Мюллер.

В отличие от Вед, которые были доступны только на уровне чистого сознания, на непостижимом для обычного человека трансцендентном уровне, Упанишады напрямую обращаются к человеческому разуму. Они преуспели в проведении тщательных наблюдений, исследований и выводов. В Упанишадах используется опыт наблюдения человеком внешнего мира, а также учитывается и внутренний духовный опыт. Кроме процесса творения, на передний план выходят три уровня сознания человека – сон, сновидение и бодрствование. На чем основаны эти три состояния? Есть ли у них общий источник? В Мандукья упанишаде, которая состоит из двенадцати стихов обсуждается феномен четвертого состояния сознания, которое называется турья.


Не познающей внутреннего, не познающей внешнего,

не познающей обоих, не пронизанной [лишь] познанием,

[не являющейся] ни познанием, ни не познанием,

невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой,

немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения

единого Атмана, растворением проявленного мира,

успокоенной, приносящей счастье,

недвойственной считают четвертую [стопу].

Это Атман, это надлежит распознать.

Мандукья Упанишада, стих 7

Упанишады ясно дают понять, что это четвертое состояние сознания является основой и источником всего, что мы можем воспринимать или испытывать. В нас самих это наблюдатель, независимый наблюдатель, молчаливый свидетель всей нашей и окружающей деятельности.

Страница 22