Размер шрифта
-
+

Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 21

«Багавата», отождествляя Майю с Пракрити, говорит: «Благодаря действию времени Могущественный, присутствующий среди чистых, посеял в майе семя, наделенное качествами, как Пуруша, который един с самим собой».

«Бавишья»: «Некоторые ученые люди говорят, что Высшее Существо, желая создавать существа, создает в начале Кальпы тело души (или бестелесную субстанцию); какая созданная им душа входит в Пракрити; и Пракрити, возбужденная таким образом, создает множество материальных элементов».

Но их можно рассматривать как представления более позднего времени.

В «Махабхарате» первая причина провозглашается «Разумом», который творит своим разумом или волей: Первое (Существо) называется Манаса (Разум) и так прославляется великими мудрецами: он – Бог, без начала и конца, неделимый, бессмертный, нетленный. И еще: «Разум создал своим разумом много видов существ».


19. Сжатие, «Санкоча», объясняется «Самьей», тождественностью или равновесием трех качеств, или инертной «Прадханой»; а Расширение, «Викаша», есть разрушение этого равновесия предшествующим возбуждением и последующим развитием материальных продуктов.


20. Термин здесь – «Кшетражна» (Kshetrajna), «воплощенный дух», или то, что знает «кшетру» или «тело, поле»; подразумевая сочетание духа с формой или материей с целью создания.


22 Первым продуктом Праданы, воспринимаемым божественным, хотя и не простым человеческим органом, является, согласно доктринам Санкхьи и Пураны, принцип, называемый «Махат», буквально «Великий», объясняемый в других местах, «производство проявления качеств». Имеем в «Брахманде» и «Линге» ряд синонимов этого термина, как.

Они также объясняются, хотя и не очень отчетливо, в следующем смысле: «Манас -это то, что учитывает последствия действий для всех существ и обеспечивает их счастье.

Махат (Mahat), Великий Принцип, назван так потому, что он является первым из созданных принципов, и благодаря своей протяженности превосходит остальные.

Мати (Mati) – это то, что различает и различает объекты, подготавливающие их к осуществлению с помощью Души. Брахма подразумевает то, что производит развитие и увеличение сотворенных вещей.

Пур (Pur) – это то, посредством чего совпадение природы занимает и наполняет все тела.

Будди (Buddhi) – это то, что сообщает душе знание добра и зла.

Кяти (Khyati) – средство индивидуального осуществления или способность различать объекты по соответствующим обозначениям и т. п.

Ишвара (Is’wara) – это то, что знает все вещи, как если бы они присутствовали.

Пражна (Prajna) – это то, посредством чего познаются свойства вещей.

Страница 21