Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 23
24. Последовательные ряды зачатков и элементов и соответственно порождающие зачатки и элементы, следующие по порядку, встречаются в большинстве Пуран почти одними и теми же словами. «Вриханнарадия» отмечает: «Они (элементы) в последовательном порядке приобретают свойство причинности друг к другу». Порядок такой же; или эфир (акаш), ветер или воздух (вайю), огонь или свет (теджас), вода и земля; за исключением одного отрывка «Махабхараты», где это эфир, вода, огонь, воздух, земля. Облечение (аварана) каждого элемента его собственным зачатком и каждого зачатка предшествующими ему грубыми и зачаточными элементами также встречается в большинстве главных Пуран, таких как «Вайю», «Падма», «Линга» и «Багавата».
Некоторые Пураны, такие как «Матсья», «Вайю», «Линга», «Багавата» и «Маркандея», добавляют описание участия свойств среди элементов, что скорее относится к «Веданте», чем к «Санкхье». Согласно этому представлению, элементы добавляют к своим характерным свойствам те элементы, которые им предшествуют. «Акаша» (Akas) обладает единственным свойством звука: воздух обладает свойствами осязания и звука; огонь имеет цвет, осязание и звук; вода имеет вкус, цвет, осязание и звук; а земля имеет запах и все остальное, таким образом, обладая пятью свойствами.
25. «Танматра» (Tanmatra), «зачаток» или «тип», от «Тад», «тот», для «Тасмин», «в этом» грубом элементе, и «матра», «тонкая или рудиментарная форма». Зачатки также являются характерными свойствами элементов. «Багавата»; «Зачаток его (эфира) есть также его качество, звук; как обычное обозначение может обозначать как человека, который видит объект, так и объект, который следует видеть: то есть, согласно комментатору, предположим, что человек за стеной кричит вслух: «Слон! слон!» этот термин в равной степени указывает на то, что слон был виден и что кто-то его видел.
26. Свойства, о которых здесь идет речь, – это не свойства благости и т.д., а другие свойства, приписываемые воспринимаемым объектам доктринами «санкхьи», или «шанти», «спокойствие»; «Гората» (Ghorata), «ужас»; и моха, «отупение» или «оцепенение».
27. «Багавата», который дает подобное заявление о происхождении элементов, чувств и божеств, указывает, что последними являются «Диш» (Dis’) (пространство), воздух, солнце, Прачеты, Ашвины (Prachetas, Aswins), огонь, Индра, Упендра, Митра и Ка или Праджапати (Indra, Upendra, Mitra, Ka, Prajapati), управляющие чувствами, согласно комментарию, или по отдельности ухом, кожей, глазами, языком, носом, речью, руками, ногами, а также органами выделения и воспроизводства.