Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 25
35. Вареня (Varenya), «отличнейшая»; будучи тем же самым, с высшим счастьем.
Глава III
Мера времени. Моменты или Кашты и т.д.; день и ночь; две недели, месяц, год, божественный год: Юги, или века: Махаюга, или великий век: день Брахмы: периоды Ману: Манвантара: ночь Брахмы и разрушение мира: год Брахмы: его жизнь: Кальпа: Парардха: прошлое, или Падма Кальпа: настоящее, или Вараха.
Майтрея. Как можно приписать творческую деятельность этому Брахме, лишенному качеств, безграничному, чистому и свободному от несовершенства?
Парашара. Существенные свойства существующих вещей являются объектами наблюдения, о которых невозможно предузнать; и творение, и сотни свойств принадлежат Брахме, как неотделимые части его сущности, как жар, о глава мудрецов, присущ огню [1]. Послушайте же, как божество Нараяна (Narayana) в лице Брахмы, великого родителя мира, сотворило все сущее.
Говорят, что Брахма рождается: знакомая фраза, обозначающая его проявление; и, как особая мера его присутствия, говорят, что сто лет составляют его жизнь: этот период также называется Парам (Param), а его половина – Парарддхам (Pararddham) [2]. Я уже заявлял тебе, о безгрешный Брахман, что Время есть форма Вишну: послушай теперь, как оно применяется для измерения продолжительности Брахмы и всех других живых существ, а также тех, кто бессознателен, как горы, океаны и тому подобное.
О лучший из мудрецов, пятнадцать мгновений ока составляют Кашту (Kashtha); тридцать Кашт – одна Кала (Kala); тридцать Кал – одна Мухуртта (Muhurtta) [3]. Тридцать мухурт составляют день и ночь смертных: тридцать таких дней составляют месяц, разделенный на два полумесяца: шесть месяцев составляют аяну (Ayana) (период движения солнца к северу или югу от эклиптики), а две аяны составляют год. Южная аяна – это ночь, а северная – день богов. Двенадцать тысяч божественных лет, каждый из которых состоит из (трехсот шестидесяти) таких дней, составляют период четырех юг, или эпох. Они распределяются таким образом: возраст Крита насчитывает четыре тысячи божественных лет; Трета три тысячи; Двапара две тысячи; и век Кали тысяча: так утверждают те, кто знаком с древностью. Период, предшествующий юге, называется сандей (Sandhya), и он длится столько же сотен лет, сколько тысяч в юге; и период, следующий за югой, называемый сандянсой (Sandhyansa), имеет такую же продолжительность. Интервал между Сандхьей и Сандхьянсой есть Юга, именуемая Крита, Трета и т. д. Крита, Трета, Двапара и Кали (Krita, Treta, Dwapara, Kali) составляют великую эпоху, или совокупность четырех эпох: тысяча таких совокупностей составляет день Брахмы, и в течение этого срока царит четырнадцать Мену (Menus). Услышьте деление времени, которое они измеряют [4].