Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 26
Семь риши, некоторые (второстепенные) божества, Индра, Ману и цари, его сыновья, создаются и умирают в один период; а интервал, называемый манвантарой (Manwantara), равен семидесяти одному умноженному на число лет, содержащихся в четырех югах, с некоторыми дополнительными годами: это продолжительность Ману, (сопровождающих) божеств и остальных, что составляет равно 852 000 божественных лет или 306 720 000 лет смертных, независимо от дополнительного периода [5]. Четырнадцать раз этот период составляет день Брахмы, то есть день Брахмы; термин (Брахма) является производной формой. В конце этого дня происходит растворение вселенной, когда все три мира, земля и области космоса, пожираются огнем. Жители Махарлоки (Maharloka, область, населенная святыми, пережившими мир), огорченные жарой, возвращаются затем в Жаналоку (Janaloka, область святых людей после их смерти). Когда три мира суть лишь один могучий океан, Брахма, который един с Нараяной, пресыщенный разрушением вселенной, спит на своем змеином ложе, созерцаемом лотосом, рожденным аскетами, обитающими на Жаналоке. на ночь, равную продолжительности его дня; в конце которого он создает заново. Из таких дней и ночей состоит год Брахмы; и сто таких лет составляют всю его жизнь [6]. Одна Парардда (Pararddha) [7], или половина его существования, истекла, оканчиваясь Маха Кальпой (Maha Kalpa) [8], называемой Падма (Padma). Кальпа (Kalpa или день Брахмы), называемый Вараха (Varaha), является первым периодом второго периода существования Брахмы.
Примечание.
1. Свобода воли зависит от гуны Ража (Raja guna), качества нечистоты или страсти, что является несовершенством. Совершенное бытие лишено всех качеств и поэтому инертно: но если бы онл был инертным вечно, творение не могло бы произойт.
Приписывание Брахме бесчисленных и неоценимых свойств подкрепляется комментатором текстами «Вед». «В нем нет ни орудия, ни действия: подобного ему, превосходящего его, нигде не видно». «Эта высшая душа является покорителем всего, правителем всего, повелителем всего». В различных местах «Вед» также говорится, что его могущество является высшим, и что мудрость, могущество и действие являются его неотъемлемыми свойствами. Происхождение творения также приписывается в «Ведах» возникновению воли или желания у Всевышнего: «Он пожелал, чтобы я стал множественным, я мог создавать творения». «Багавата» выражает то же учение: «Высшее Существо было прежде всех вещей единственным, душой и владыкой духовной субстанции: вследствие своей собственной воли он определен вторично, как если бы имел различные умы». Эта воля олицетворяется как Майя: «Она (это желание) была энергией Всевышнего, созерцавшего (необработанный мир); и ею, чье имя Майя, Господь создал вселенную». То, что сначала было просто поэтическим олицетворением божественной воли, в «Багавате» стало обозначать женское божество, равное и совечное Первопричине.