Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 20
15. Размер здесь тот же, что и в Ведах, Триштубх, но в остальном язык не характерен для этих сочинений. Смысл отрывка представляется несколько сомнительным из-за его завершения и объяснения комментатора. Первое звучит так: «Один Дух Прадханика Брахмы: ЭТО было». Комментатор объясняет «Прадханика», «Прадхана эва», то же слово, что и «Прадхана»; но это производное слово, которое может использоваться атрибутивно, подразумевая «иметь или соединяться с Прадханой». Комментатор интерпретирует его как существительное; ибо он добавляет: «Там были Прадхана, Брахма и Дух; эта триада находилась в периоде распада». Он очевидно, понимает их совместное существование только как одно; ибо он продолжает: «Итак, согласно Ведам, тогда не было ни существующего (невидимой причины, или материи), ни несуществующего (видимого следствия, или творения)», что означает, что было только Единое Существо, в котором материя и все его модификации были поняты.
16. Или это можно перевести так: «Эти две другие формы (происходящие) из его высшей природы»; то есть из природы Вишну, когда он Нирупади (Nirupadhi), или без дополнительных атрибутов: «другой»; комментатор утверждает, что они отличны или отделены от Вишну только благодаря Майе (Maya), иллюзии, «но здесь подразумевается ложное представление»; элементы творения, по сути, едины с Вишну, хотя в существовании отделены и различны.
17. Прадхана в неизменном виде, согласно Санкхьям и пуранистам, есть не что иное, как три качества в равновесии, или добро, зло и тьма, нейтрализующие друг друга. Это состояние является синонимом отсутствия эволюции материальных продуктов или растворения; подразумевая, однако, отдельное существование и отделенное от духа. В таком случае спрашивается, кто. должны поддерживать материю и дух, пока они разделены, или возобновить их соединение, чтобы обновить творение? На это отвечают: время, когда все остальное не существует; и который в конце определенного интервала объединяет Материю, Прадхану и Пурушу и производит творение.
18. Прадхана именуется Вяя (Vyaya), «то, что можно израсходовать»; или Паринамин (Parinamin), «который может быть видоизменен», а Пуруша называется Авяя (Avyaya), «неиссякаемый; или aparina. min, «неизменный». Выражения «войдя» и «возбужденный» напоминают о том, каким образом божественный разум, который был задуман древними для воздействия на материю.
Как сейчас поясняется, смесь не механическая; это влияние или эффект, оказываемый на промежуточные агенты, которые производят эффекты; подобно тому, как благовония радуют ум не действительным контактом, а тем впечатлением, которое они производят на обоняние, которое сообщает его уму. Вхождение верховного Вишну в дух, так же как и в материю, менее понятно, чем взгляд на него в другом месте, как на вливание духа, отождествленного с Всевышним, в Пракрити или только в материю. Так, в «Падма-пуране»: «Тот, кого называют мужчиной (духом) Пракрити, здесь зовется Ачьютой; и тот же самый божественный Вишну вошел в Пракрити». Итак, «Врихат Нарадия»: «Владыка мира, которого зовут Пуруша, вызывает возбуждение в Пракрити». Из представления о влиянии или волнении, производимом на материю посредством духа или посредством духа, злоупотребление персонификацией привело к действительному или замещающему примеси.