Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 14
Кто может описать того, кого нельзя постичь чувствами: кто лучше всех вещей; высшая душа, самосуществующая: лишенная всех отличительных черт лица, касты и т.п.; и свободен перед рождением, превратностями, смертью или разложением: кто всегда и один, кто существует везде и в ком существуют все вещи здесь; и кого отсюда зовут Васудевой [9]? Он Брахма [10], высший, владыка, вечный, нерожденный, нетленный, нетленный; одной сущности; всегда чист, как свободен от дефектов. Он, этот Брахма, был всем; постигая в своей собственной природе недискретное и дискретное. Тогда он существовал в формах Пуруши и Калы. Пуруша (дух) – первая форма высшего; затем последовали две другие формы, дискретная и недискретная; и Кала (время) был последним. Эти четыре – Прадхана (Pradhana, первичная или грубая материя), Пуруша (Purusha, дух), Вьякта (Vyakta, видимая субстанция) и Кала (Kala, время) – мудрые считают чистым и высшим состоянием Вишну [11]. Эти четыре формы в соответствующих пропорциях являются причинами возникновения феноменов созидания, сохранения и разрушения. Таким образом, Вишну, будучи дискретной и недискретной субстанцией, духом и временем, резвится, как игривый мальчик, в чем вы убедитесь, слушая его шалости [12]
Этот главный принцип (Pradhana, прадана), являющийся недискретной причиной, мудрецы называют также пракрити (Prakriti, природой): он тонок, однороден и охватывает то, что есть, и то, чего нет (или и причины, и следствия); прочный, самоподдерживающийся, безграничный, нетленный и устойчивый; лишенный звука или осязания, не имеющий ни цвета, ни формы; наделен тремя качествами (в равновесии); мать мира; без начала; и то, в чем растворяется все, что производится [13]. По этому принципу все вещи были вложены в период после последнего распада вселенной и до сотворения [14]. Ибо брахманы, сведущие в Ведах и истинно проповедующие свои учения, объясняют такие отрывки, как следующие, как имеющие намерение произвести главный принцип (Pradhana, Прадхана). «Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ни чего-либо другого, кроме Единого, непостижимого интеллектом, или Того, что есть Брахма и Пуман (Puman, дух) и Прадана (Pradhana, материя) [15]».
Две формы, отличные от сущности неизменного Вишну, – это Прадхана (материя) и Пуруша (дух); а другая его форма, посредством которой эти двое соединяются или разделяются, называется Кала (время) [16]. Когда дискретная субстанция агрегируется в грубой природе, как в предшествующем растворении, такое растворение называется элементарным (пракрита). Божество как Время безначально, и конец его неизвестен; и от него беспрестанно следуют круговороты творения, продолжения и растворения: ибо, когда в последнее время существует равновесие качеств (прадхана) и дух (пуман) отделяется от материи, тогда форма Вишну, которая есть Время живет [17]. Тогда верховный Брахма, высшая душа, субстанция мира, владыка всех существ, вселенская душа, верховный правитель Хари, по своей воле войдя в материю и дух, возмутил изменчивые и неизменные начала, время творения наступило, точно так же, как благоухание воздействует на ум просто из-за его близости, а не из какого-либо непосредственного воздействия на сам ум: так Всевышний воздействовал на элементы творения [18]. Пурушоттама (Purushottama) – это одновременно и возбудитель, и то, что нужно будоражить; присутствуя в сущности материи, как когда она сжимается, так и расширяется [19]. Вишну, высший над высшим, имеет природу дискретных форм в атомарных произведениях, Брахме и остальных (богах, людях)