Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 16
Тогда эфир, воздух, свет, вода и земля, по отдельности соединенные со свойствами звука и прочими, существовали как различимые по своим свойствам, как успокаивающие, ужасающие или одурманивающие; но, обладая различными энергиями, и будучи несвязанными, они не могли без соединения создавать живых существ, не смешавшись друг с другом. Соединившись, таким образом, друг с другом, они приобрели благодаря своей взаимной ассоциации характер одной массы полного единства; а со стороны духа, с согласия недискретного Принципа [28], Разум и все остальное, включая грубые элементы, сформировали яйцо [29], которое постепенно расширялось, подобно водяному пузырю. Это огромное яйцо, о мудрец, составленное из элементов и покоящееся на водах, было превосходной естественной обителью Вишну в форме Брахмы; и там Вишну, владыка вселенной, чья сущность непостижима, принял воспринимаемую форму, и даже он сам пребывал в ней в образе Брахмы [30].
Его чрево, обширное, как гора Меру, состояло из гор; и могучие океаны были водами, наполнявшими его полость. В этом яйце, о Брахман, были континенты, моря и горы, планеты и подразделения вселенной, боги, демоны и человечество. И это яйцо было внешне облечено семью естественными оболочками, или водой, воздухом, огнем, эфиром и Аханкарой, источником элементов, каждая из которых в десять раз превосходила ту, которую оно облегало; затем последовал принцип Интеллекта; и, наконец, целое было окружено недискретным Принципом: таким образом, напоминая кокосовый орех, наполненный изнутри мякотью, а снаружи покрытый шелухой и кожурой.
Воздействуя затем на качество деятельности, Хари, владыка всего, сам став Брахмой, занялся творением вселенной. Вишну, обладающий качеством благости и неизмеримой силой, сохраняет созданные вещи на протяжении последующих веков, до конца периода, называемого кальпой; когда то же могучее божество, Жанардана (Janarddana) [31], наделенное качеством тьмы, принимает ужасную форму Рудры и поглощает вселенную. Поглотив таким образом все вещи и превратив мир в один безбрежный океан, Всевышний почивает на своем могучем змеином ложе посреди бездны: он пробуждается через время и снова, как Брахма, становится автором творения.
Таким образом, единственный бог, Жанардана, принимает имя Брахмы, Вишну и Шивы соответственно тому, как он создает, сохраняет или разрушает [32]. Вишну как творец создает самого себя; как хранитель, сохраняет себя; как разрушитель, уничтожает себя в конце всего. Этот мир земли, воздуха, огня, воды, эфира, чувств и ума; все, что называется духом [33], является также владыкой всех элементов, всеобщей формой и нетленным: следовательно, он есть причина творения, сохранения и разрушения; и предмет превратностей, присущих элементарной природе [34]. Он объект и автор творения: он сохраняет, разрушает и сохраняется. Он, Вишну, как Брахма и как все другие существа, представляет собой бесконечную форму: он высший, податель всего блага, источник всего счастья [35].