Размер шрифта
-
+

Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 11


2. В этой строфе встречается ряд имен Вишну:

1. Пундарикакша, имеющий глаза, подобные лотосу, или всепроникающее сердце; или Пундарика -объясняется высшей славой, а Акша нетленной: первая – самый обычный этимон.

2. Вишвабхавана, создатель вселенной или причина существования всех вещей.

3. Хришикеша, владыка чувств.

4. Маха пуруша, великий или высший дух; пуруша означает то, что пребывает или находится в покое в теле (пури сете),

5. Пурваджа, созданный или появляющийся до творения; орфический прутогонос.

В пятой книге, Вишну описывается пятью именами, которые считаются аналогичными им;

1. Бхутатма, один с сотворенными вещами, или Пундарикакша;

2. Прадханатма, имеющий грубую природу, или Вишвабхавана;

3. Индриятма, обладающий чувствами, или Хришикеша;

4. Параматма, высший дух, или Махапуруша;

5. Атма, душа; живая душа, оживляющая природу и существующая до нее, или Пурваджа.


3. Брахма в нейтральной форме – это абстрактный высший дух; а Ишвара – это Божество в своей активной природе, тот, кто способен сделать или оставить несделанным, или сделать что-либо иным способом, чем тот, в котором оно делается.


4. Пуман, что то же самое, что Пуруша, объединенный дух. Под этим и двумя предыдущими терминами комментатор также понимает текст как означающий, что Вишну – это любая форма духовного существа, признаваемая различными философскими системами, или что он – Брахма Веданты, Ишвара Патанджали и Пуруша школы Санкхьи.


5. Три качества, о которых нам еще придется говорить, это сатья, благость или чистота, знание, покой; Раджас, сквернословие, страсть, активность; и Тамас, темнота, невежество, инерция.


6. Прадханабуддхьядишу. Этот предикат Божества отличает большинство Пуран от некоторых философских систем, которые утверждают вечное и независимое существование первоначала вещей, как природы, материи или хаоса. Соответственно, комментатор замечает. Говорят, что Прадхана безначальна, как Вишну может быть ее родителем? На что он отвечает, что это не так, ибо в период мирского разрушения (пралайя), когда Творец воздерживается от творения, ничего не порождается в силу какой-либо другой энергии или родителя. Или, если это неудовлетворительно, то текст можно понять так, что разум (буддхи) формируется посредством материальности грубой природы, или прадханы.


7. Вишну обычно происходит в Пуранах от корня «Vis», «чтобы войти», войти во вселенную или проникнуть во вселенную, в соответствии с текстом Вед: «Сотворив этот (мир), он затем входит в него»; будучи, как замечает наш комментарий, неразличимы ни по месту, ни по времени, ни по свойствам. В Мокша Дхарме «Махабхараты» это слово происходит от корня «Ви», означающего движение, проникновение, производство, сияние; или, от «krama», «чтобы идти» с частицей «vi», подразумевая, префикс. Слова Вышний или Вешний у них отсутствуют.

Страница 11