В помощь учителю рисования при подготовке к уроку - стр. 36
История создания произведений
Во время жизни Ф. С. Рокотова задачей художников-портретистов уже не является написание человеческого образа по-настоящему живым и реальным, эту проблему к данному времени уже удалось решить. Теперь образ жизни индивида диктует свои собственные правила, а именно: представление людей о важности той или иной личности и ее заслугах выражается через одежду. Именно ей и начинает отводиться особая роль при написании портретов. Ведь по тому, во что облачен человек, сразу можно понять, князь перед тобой или простой крестьянин, царь или его холоп. Это приводит к тому, что художники начинают тщательно выписывать медали, типы тканей и гораздо меньшее значение придают передаче характера человека через его лицо.
И только Ф. С. Рокотов не принял этого правила. Он ставил перед собой более глубокую задачу – передать через лицо человека его духовный мир. Глядя на его работы, трудно сказать, о чем думает его модель, что у нее творится на душе в сию минуту, – к этому художник не стремился. Напротив, он делал попытки запечатлеть всю сложность человеческой натуры, ее разносторонность, умение быть как грустным, так и веселым, как добрым, так и злым. Вот и выходило, что все изображенные им люди для окружающих представлялись загадкой, полной тайн и не раскрытых художником черт характера.
Работая над портретом великой императрицы Екатерины Второй, художник также не подчинился правилам, отобразив лицо государыни в профиль. Постепенно взгляд Рокотова на портретную живопись значительным образом меняется. Его привлекает душа, а не внешняя оболочка. С этого момента Рокотов выдвигает на передний план написание лица, глаз, поворота головы и все более небрежно относится к одежде. Но обнаружить, что художник почти малевал двумя мазками одеяния своих моделей и в подробностях прописывал их лица, очень сложно, т. к. многолетние навыки давали о себе знать, и любой мазок художника сразу превращался в легкое кружево или нежный шелк.
Еще одной особенностью позднего периода творчества Рокотова являлось то, что он наносил краску на холст прозрачными слоями, добиваясь т. о. ее свечения и невероятных цветовых комбинаций. В связи с этим все в картинах строилось на оттенках и полутонах, а потому каждый новый портрет Рокотов писал в каком-то определенном эмоциональном и колористическом ключе. Так, портрет «Неизвестной в розовом платье» написан им в розовых тонах, «Портрет Струйской» изобилует серебристо-пепельными оттенками, в «Портрете Обрезковой» преобладают золотистые и охристые тона, а «Неизвестный в треуголке» выполнен в богатой гамме черного цвета.