Размер шрифта
-
+

Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 12

. Так как свидетельство это взято из книг пророка Малахии (Мал. 3:1) и пророка Исаии (Ис. 40:3), то [Порфирий] спрашивает: «Почему мы думаем, что пример взят как будто из одного Исаии?» Мужи Церкви ответили ему весьма полно. Мы же полагаем, что имя Исаии присоединено вследствие ошибки переписчиков, что мы можем доказать и в других местах, где, несомненно, из различных мест Писания составлено одно целое (unum corpus). Читай тринадцатый псалом и найдешь там то же самое.


Стих 4.Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьих волос и пояс кожаный на чреслах своих[28].

Он говорит из волос, а не из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной, а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление (4 Цар. 1:8). А следующее затем: А пищею его были акриды и дикий мед [показывает, что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле.


Стих 9.Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Камнями он называет язычников за их жестокосердие. Читай пророка Иезекииля: И возьму, говорит, из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное (Иез. 36:26). Камнем обозначается жесткость, а плотью – нежность. А может быть и так, что указанными словами он показывает могущество Божие, то есть то, что Создавший все из ничего может и из крепчайших скал сотворить народ.


Стихи 10–11.Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня.

Проповедь слова евангельского, которое есть меч обоюдоострый, называется секирой согласно слову пророка Иеремии, который сравнивает слово Господне с секирой, разрубающей скалу (Иер. 46).

Я недостоин понести обувь Его.

В другом Евангелии говорится: У Которого я недостоин развязать ремень обуви (Лк. 3:16). Здесь показывается смирение, там – таинство, потому что Христос есть жених, и Иоанн не заслуживает того, чтобы развязать ремень обуви Жениха, чтобы дом Его не был назван, по Закону Моисея и примеру Руфи, домом разутого (Втор. 25:9-10; Руфь. 4:7–9).


Стих 12[29]. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

[Это значит] или то, что Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, как говорят Деяния апостолов, Он возник в виде огня над каждым [singulos или linguas] из верующих (Деян. 2:3), и исполнилось слово Господа, Который говорит:

Страница 12