Размер шрифта
-
+

Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 14

Глава 4

Стих 1.Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню.

Несомненно, что возведен Духом Святым, ибо далее следуют слова: Для искушения от дьявола. Он отводится не против Своего желания или увлекается не так, как пленник, но добровольно, имея силу сопротивляться этому.

Стихи 2 [и начало 3-го]. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий…

В этом числе четыредесятницы, в течение которых Моисей постился на горе Синай (Исх. 24:18) и Илия – возле горы Хорив (3 Цар. 19:8)[30], нам показывается таинство. А телу [Спасителя] дается (предоставляется) возможность испытать голод, чтобы таким образом дать повод дьяволу к искушению.


Стих 3 [окончание].Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Испытывающему голод говорится нечто подходящее. Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие: если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия [, говоря]: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.


Стих 4.Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем должно заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию[31] (ср. Сир. 2:1–2). Но и самый ответ Спасителя показывает, что Человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.


Стих 5 [начало].Потом берет Его диавол в святый город.

Это взятие, о котором говорится, не есть следствие слабости Господа, а следствие самонадеянности врага, который желание Господа принимает за проявление крайней нужды. Из этого же места является понятным, что значит написанное в другом месте: Вошли во святый град, и явились многим (Мф. 27:53).


Стих 6 [продолжение 5-го и 6-й].И поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему.

Это для того, чтобы испытать тщеславием Того, Кого он испытал голодом.

Если Ты Сын Божий.

Во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать, Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении.

Страница 14