Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 11
Стих 20 [окончание].Ибо умерли искавшие души Младенца.
Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа.
Стих 21.Он же, встав, взял Дитя и Матерь
Его и пришел в землю Израилеву[24].
Он не сказал: взял сына своего и жену свою, а Дитя и Матерь Его, то есть как воспитатель, а не [отец и] муж (maritus).
Стих 22.Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.
Многие допускают ошибку по незнанию истории, когда думают, что Ирод, который был во время страданий Господа и издевался над Ним, есть один и тот же, который, как говорится здесь, теперь умер. Действительно, тот Ирод, который был в дружбе с Пилатом, есть сын Ирода, теперь умершего, и брат Архелая. Этого последнего Цезарь Тиверий сослал в Лугдун (Лион), город Галлии, брата же его Ирода сделал его преемником на царстве. Читай повествования Иосифа [Флавия].
Стих 23.Ипришедши стал жить в городе, называемом Назарет, так что сбылось сказанное чрез пророков, что Он назовется Назареянином (Nazarenus)[25].
Если бы евангелист употребил определенное место из Писаний, то он никогда не сказал бы: сказанное через пророков, но сказал бы просто: сказанное через пророка; теперь же, говоря во множественном числе, он показывает, что употребил не точные слова из Писаний, но смысл их. Назареянин значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все Священное Писание. Можем мы сказать еще и другое, именно то, что даже теми же словами, согласно еврейскому тексту, пишется у пророка Исаии. Изыдет ветвь от корня Иессеева и Назарей восстанет от корня его (ср. Ис. II:!)[26].
Глава 3
Стих 1 [и стих 2].Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей.
Стих 3.Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Он приготавливал души верующих, в которых должен был ходить Господь, чтобы Он, чистый, мог ходить по чистейшим путям; Он, говорящий так: И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (Лев. 26:12). Порфирий сравнивает это место с началом книги у евангелиста Марка, в которой говорится: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у Исаии пророка: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой. Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте тропинки Его