Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 35
Афинская демократия поэтому, в сущности, была не чем иным, как олигархией очень отобранной и тщательно подготовленной, почти вся занятая исполнением публичных функций, привлекавшая на должности по жребию людей из своей среды, поскольку почти все были достаточно подготовлены к их занятию. Они жили на доходы от их собственности, от необременительной торговли или в худшем случае на почетные вспомоществования в фиксированном размере, которые полагались за выполнение общественных должностей, благодаря которым материальная нужда мало ощущалась или не ощущалась вообще. И, тем не менее, несмотря на это, нельзя сказать, что в Афинах отсутствовали попытки изменить политическую систему, а две из них были направлены на монополизирование политической власти только одной частью граждан.
Первая попытка была совершена группой, так называемых четырехсот, которые в течение Пелопонесской войны с помощью активного ядра в пять тысяч граждан, пытались сами вместе со своими сторонниками занять все государственные должности, исключив других граждан. Эта попытка прикрывалась предлогом сэкономить средства, распределявшиеся бедным гражданам, в случае выполнения ими какой-то должности, но через короткое время она была сорвана. Другая попытка имела место после окончания Пелопонесской войны, когда Афины должны были принять спартанский гарнизон. В это время тридцать дерзких злодеев, набранных из трех тысяч их близких приспешников, захватили и распределили между собой все публичные посты, принялись жестоко, без какой-либо формы суда, уничтожать своих противников и захватывать их имущество. Преследования носили характер настолько мало политический, что это было очевидно. Тридцатка сговорилась между собой выбрать каждому одного из наиболее богатых метеков или домицилированных иностранцев, убить его и завладеть его собственностью. Это правительство, которое трудно назвать как-либо по-другому, нежели сборищем преступников, было, в конце концов, свергнуто силой всеобщего негодования, вызвавшего восстание, поддержанное в последний момент самими спартанцами. Такое событие произошло в Афинах всего лишь однажды, но его могло быть достаточно, для того чтобы дать идею политического переворота другим небольшим греческим государствам, где они часто происходили.
Эти отличительные черты публичной эллинской жизни стали одной из важнейших причин упадка, как самой Греции, так и греческих колоний. И под македонским господством продолжалось гражданское соперничество и борьба, обагрившая кровью все города, лишившая людей всякой безопасности и гарантий неприкосновенности их собственности. Олигархии или тирании, которые в основе своей были не чем иным, как олигархией под водительством одного лидера, господствовали в отдельных городах и для того, чтобы лучше уничтожать и грабить своих сограждан, все больше опирались на поддержку македонян. В последние времена, непосредственно перед завоеванием римлян, небольшое число людей, честного и энергичного склада, среди которых упоминались Арато, Филопемен и Ликорта предприняли действия, увенчавшиеся определенным успехом, чтобы вырвать родину из этой кровавой анархии. Свергнув некоторых тиранов и местных олигархов, они ввели в каждом городе правление богатых аристократов, элементы правосудия и справедливого порядка. Чтобы гарантировать правление и предотвратить частые перевороты, несущие с собой неизменное кровопролитие и грабежи – настоящий бич Греции, они объединили все города с подобным устройством в одну лигу. Ее участники взаимно гарантировали поддержку установившиеся правительств. Лига, по имени тех городов, которые сформировали первоначальное ядро, стала называться Ахейская Лига. Таким образом, Греция смогла получить короткую передышку и некоторое относительное спокойствие до тех пор, пока не пришел Рим и не принес мир и абсолютную неподвижность своего господства.