Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 36
V. Весьма другими должны были быть судьбы Рима. Начиная с самого основания римское государство было более консервативным и одновременно более революционным из всех греко-римских городов-государств, что и составило весьма заметный знак его оригинальности. В целом в Греции упразднению монархизма предшествовала в течение длительного времени борьба между старыми гражданами и плебсом, который оставался исключенным из политической жизни города вплоть до отмены родовой конституции. В Риме мы сразу обнаруживаем, что прибегали к умеренным шагам: при Тарквинии Приске растет число родов, допущенных в политику из плебейских семей и, таким образом, расширяется патрицианский город без изменения ни на йоту родовой конституции. При Сервии Туллии утверждаются центуриатные собрания и, таким образом завершается революция, аналогичная той, которую провел Солон в Афинах, введя новый политический режим, основанный уже не на родственной крови рода, а на цензе. И все же в Риме эти новые центуриатные комиции не привели к отмене, что на первый взгляд было бы его необходимым следствием, старых кури-атных комиций или собраний родов. Поэтому две конституции, почти два города, базирующихся на двух различных системах публичного права сосуществовали. Борьба и определенное слияние этих двух городов и двух различных концепций публичного права, на которых они строились, составляют всю внутреннюю историю Рима от изгнания царей до почти третьего века до н. э.
Отмена монархического режима усилиями патрициев, древний город-государство, построенный на фундаменте родовой конституции, пережил свое второе рождение. Казалось бы, что все консулы и все магистраты избираются куриатными комициями, но в то же время оставались центуриатными комициями, решения которых служили единственной основой, для уплаты налогов и всего, что связано с военной службой. Как видим, плебеи рассматривались гражданами, когда на них возлагались тяготы и, напротив, считались иностранцами в отношении осуществления политических прав. Естественно, плебеи не могли долго терпеть это положение вещей. Разделения стали их первым орудием войны, и надо сказать по истине, это был хороший выбор. Если патриции не хотели допускать их в публичную жизнь города, они создали свой собственный. Патриции римские не были столь близорукими, чтобы не понимать того ущерба, которое понесет государство от этого раскола, поэтому они пошли на соглашение и сделали кое-какие уступки претензиям плебеев. В этом направлении были предприняты первые изменения в жестокий закон о долгах и предусмотрено введение должностей плебейских трибунов, которые хотя и оставались вне патрицианского города, тем не менее, имели право налагать свое нерушимое вето на любые решения, противоречащие интересам плебеев.