Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 34
Это был полностью новый тип политического устройства, принятый греческими городами после почти вековой гражданской борьбы к середине шестого века до н. э. С ним они оставались более или менее спокойными процветающими, некоторое время по обстоятельствам. Однако потом некоторые существенные недостатки организации эллинистического государства, которые в ходе принятия вышеозначенных реформ не удалось избежать, не замедлили произвести свой эффект. По истине, хотя легальная база прав на гражданство радикально изменилась, и само право стало более доступным, все-таки не следует думать, что в новом греческом городе большинство тех, кто жил на его территории, были гражданами. Более того, все было наоборот: политический класс немного расширился, но почти всегда оставался меньшинством. Действительно, кроме рабов всегда многочисленных, отстраненными от права гражданства оставались и свободные, и домицилированные иностранцы или meteci, к которым вновь испеченные граждане относились весьма придирчиво, прежде чем предоставлять права, хотя те происходили в своей массе из вольноотпущенников и иностранцев.
В этом самом меньшинстве граждан не замедлили образоваться некие клики, самые настоящие политические мафии, которые использовали террор, убивали, изгоняли своих противников, завладевали их имуществом. Они доминировали повсеместно до тех пор, пока другая клика более обширная и лучше организованная, сбросит ее господство, используя те же методы, которые она применяла против своих врагов. Если эту клику составляли богатые, ее называли аристократической, если же из бедных и она была более многочисленной, она носила имя демократической. Этому положению вещей способствовал тот факт, что города-государства оставались небольшими с управленческим механизмом весьма простым, что все граждане посвящали большую часть своей деятельности публичным делам и могли легко сместить управляющих, найдя им замену.
Необходимо также учитывать противоборство двух, наиболее мощных государств: Греции-Спарты и Афин, стремившихся создать в маленьких городах партии своих сторонников. Когда одерживала верх одна партия, она ставила у власти олигархию из немногочисленных богатых, когда превалировала вторая – управление переходило в руки бедных граждан; их было больше, чем их противников, но относительно всех жителей государства они всегда находились в меньшинстве.
Среди греческих государств, претерпевших трансформацию родовой конституции, единственные Афины выделяются немного из той мрачной картины, в которой мы прочертили общие линии развития событий. В этом городе правление, которое во времена Перикла называлось демократическим, имело исключительно благоприятные условия для своего жизненного процветания. Были многочисленные рабы, также многочисленные meteci или домицилированные иностранцы, но все граждане бедные и богатые, оставались избранным меньшинством. Конституция Солона сохраняла всю совокупность власти в руках богатых граждан, но после изгнания Писистратов, тирания которых случилась почти сразу же за первым применением той конституции, новые реформы Клисфена, а затем знаменитые нововведения Перикла, подняли почти на вполне одинаковую высоту граждан бедных и богатых. Но последние из этих реформ совпали с эпохой наивысшего расцвета Афин, величайшей воспитанностью и культурой афинских граждан, когда все бедные и богатые жили одной жизнью, когда, занимая тысячи оплачиваемых должностей, почти все граждане могли найти нередко прибыльное занятие, когда с помощью колоний cleruchi удавалось освободиться от избыточного бедного населения, когда, наконец, ни в одном городе Греции, как утверждал современник, не была жизнь столь сладкой для тех, кто имел деньги, и не было так легко заработать деньги тому, у кого их не было. Все это делало попытку политического переворота в Афинах, куда менее вероятной авантюрой, чем где-либо.