Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков - стр. 10
Очевидной становится взаимосвязь и взаимообусловленность образования и культуры, по мнению И.В. Васютенковой, если рассматривать образование как сферу социальной жизни людей, с одной стороны, и как процесс становления человека с другой. При этом образование рассматривается как:
– подсистема культуры, направленная на формирование личности, готовой успешно действовать в условиях существующей культуры;
– способ коллектива приобщить молодое поколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества;
– механизм культурного развития и движения вперед (закладывает способность создавать культурные проекты в будущем) [19].
Соотношение образования и культуры А.А. Реан, Н.В. Бордовская рассматривают в разных аспектах:
– как педагогическую систему в рамках культурологической парадигмы;
– посредством поликультурного образования;
– в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (школы);
– через анализ учебных дисциплин и введение в их содержание культурологических понятий;
– через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;
– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации [106, с. 267].
В отечественной и мировой науке вопрос соотношения культуры и образования на рубеже XX–XXI вв. приобрел новое звучание. А.Н. Джуринский подчеркивает, что воспитание и образование погружает личность в культурно-исторический опыт жизнедеятельности, сохраняет, транслирует и созидает такой опыт. Воспитание и образование оказываются деятельностью по консервации, передаче, воспроизводству и развитию культуры.
Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов предлагают концепцию единства культуры и образования, согласно которой образование, с одной стороны, транслирует культуру, а, с другой стороны, культура оказывается условием образования, так же как образование выступает условием культуры.
Вслед за М.Б. Туровским, С.В. Туровской, А.Н. Джуринский отмечает, что российские учёные считают, образование средством развития в учащихся способности оценки окружающего мира, людей, себя с точки зрения субъекта культуры. Это дает возможность воспитать в себе не только уважительное отношение к людям, но и проявлять такое уважение и к людям, и к себе [41, с.10].
О.В. Гукаленко видит связь культуры и образования в том, что уровень развития культуры определяет уровень развития образования, и наоборот. Источником развития культуры, её обогащением становится прорыв в сфере образования. Отсюда следует, что более высокий уровень культуры требует и более высокого уровня образования. Таким образованием она считает поликультурное, которое исторически связано с необходимостью освоения культуры других народов [33, с. 29].