Размер шрифта
-
+

Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков - стр. 12

Идея народности воспитания в педагогических системах В.Г. Белинского и К.Д. Ушинского свидетельствует об актуальности данной проблемы для русской педагогики второй половины XIX века. Важно, что оба мыслителя подчеркивают: постижение мировой культуры немыслимо без глубокого знания культуры национальной [15, с. 304].

Идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей; а также высказывания Н.А. Данилевского, Э. Мейлера, А. Тойнби о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов, помогают пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования.

Исследования П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике также представляют интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, он относил язык, религию, быт и призывал развивать у учащихся чувство принадлежности ко всему человечеству [58, с. 421]. П.Ф. Каптерев считал, что педагогическая деятельность, первоначально осуществляясь на основе национального идеала, далее преобразуется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании необходимо обратиться ко многим народам, рассмотреть их идеалы и пополнить недостатки своего национального идеала ценными чужими свойствами; а также народное необходимо сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим [55, с. 56–57].

Положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, который вступает во взаимодействие с другими личностями-культурами имеют, по мнению Ю.С. Давыдова, особое значение для понимания сущности поликультурного образования.

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, согласно которой в исторически развивающейся культуре находятся источники и детерминанты психического развития человека [23, с. 145]. Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии поведения и психики предполагает учет в становлении личности социального и культурного окружения, определяет значимость социокультурной среды в формировании мировоззрения молодых людей, их отношения к другим людям, к их культурным ценностям [36, с. 12].

Все теоретики национальной школы обосновывают мысль о том, что национальные культурные ценности не могут существовать вне контекста общечеловеческих ценностей. Национальная культура не может существовать вне взаимодействия с другими культурами, а значит, и национальное образование ориентируется не только на культурные приоритеты своего народа, но и на культурные ценности, выработанные другими нациями. Образование и воспитание в многокультурном мире должно вестись с учетом национальных различий и включать множество типов, моделей и педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Поскольку в современном мире воспитание и образование является непременным элементом надмоноэтнических и цивилизационно-культурных сообществ, актуализируется вопрос о поликультурном образовании [15, с. 317].

Страница 12