Размер шрифта
-
+

Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков - стр. 9

Н.К. Рерих видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца [107, с.13].

Обращённость к личности, к её культурному развитию и самореализации является центральной в современной концепции образования, которая основывается на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, Г.А. Бордовский, З.И. Васильева, Г.Н. Волков, Ю.С. Давыдов, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, А.М. Новиков, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, В.В. Сериков, Д.И. Фельдштейн и др.).

Результатом культурного развития человечества выступает образование, в ходе его создаются новые единицы культуры, соответствующие базису общечеловеческой, мировой, национальной и других культур. Человек посредством образования распредмечивает культуру, у него формируются культурные способности через присвоение смыслов культуры индивидуальным носителям.

В настоящее время объективно сложились необходимые условия для того, чтобы культура из плоскости философских дискурсов перешла в сферу педагогики и образования. В окружающем нас мире осуществляется глубокая этнокультурная дифференциация, и вместе с ней усиливаются интегративные процессы. Потребность в интеграции отчетливее осознается представителями отдельной национальной культуры как их собственная, внутренняя потребность по мере усиления самобытности культуры и как первейшее условие ее дальнейшего самоопределения.

Взаимосвязь образования и культуры аргументируется тем, что образование как культурно-исторический феномен по своей природе культуросообразно, культурно-событийно; образование – это та часть культуры, которая воспроизводит его целостно; образование в системном отношении изоморфно культуре; системообъединяющим образование и культуру звеном является человек [33, с. 12–13].

По мнению Н.В. Бордовской и А.А. Реан, образование является социокультурным феноменом, через которое осуществляется реализация важных социокультурных функций: способ вхождения человека в мир науки и культуры; социализация человека; практика социализации человека и преемственности поколений; трансляция культурных ценностей и культурно оформленных образцов человеческой деятельности; развитие национальных традиций, культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке; социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества [106, с. 262].

По определению В.И. Слободчикова образование это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; механизм социального наследия, связывания нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени [113, с. 4].

Страница 9