Размер шрифта
-
+

Технологии обучения и формирования личности будущего специалиста в сфере экономики с учетом требований работодателей - стр. 25

При этом для большинства молодых людей электронные новинки, гаджеты не обладают «высокой» ценностью и значимостью, т. к. они непосредственно включены в их жизненное пространство. Для них виртуальное пространство и его составляющие становятся гораздо большей реальностью по сравнению с той естественной средой обитания, в которой находится старшее поколение. Своеобразие их поведения и взаимодействия с внешним миром теперь определяется соответствующими проблемами и трудностями его познания, понимания и переживания, т. к. он, по сравнению с виртуальным, представляет сложное, многомерное и неоднозначное явление. Этот мир характеризуется многообразием когнитивных связей, эмоциональных реакций, иррациональностью поведения и качественно отличается от рационального, логического, последовательного миропорядка и мироустройства. Таким образом, современные молодые люди попадают в «родное» информационное, виртуальное пространство, в котором существуют собственные законы, правила, традиции и ритуалы поведения [77; 59]. В соответствии с этим происходит построение и формирование «нового» жизненного мира, в котором совершается целенаправленная деятельность, возникают межличностные и деловые отношения. Именно здесь молодые люди проходят процесс социализации, т. е. осуществляется их включение в социум.

Процесс перехода из детства во взрослость (социализация) всегда сопровождался серьезными эмоциональными переживаниями и чувствами. [21]. «Инициация» представляет собой сложный жизненный «экзамен», результаты которого предопределяют будущий социальный статус и общественное положение взрослого человека. Педагоги, воспитатели, психологи указывают на то, что граница между детством и взрослостью постоянно смещается в сторону увеличения первого (детства). В результате современные молодые люди стремятся долгое время оставаться «детьми», даже получая диплом о высшем профессиональном образовании.

В современных информационных условиях взросление происходит, с одной стороны, в соответствии со стандартными физиологическими показателями и почти не отличается от прежних критериев взрослости, а, с другой стороны, выделяются специфические особенности психического развития, обусловленные своеобразием виртуальной реальности. Одним из важных показателей взрослой личности изначально считалась способность молодого человека самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за совершаемые поступки и за последствия этих поступков.

В то же время ведущим показателем детства является игровая деятельность, в которой ребенок осваивает новые жизненные стратегии поведения, учится социально приемлемым навыкам общения и взаимодействия с окружающими людьми. Игра становится адаптивным средством, определяющим успешность сдачи «жизненного» экзамена на взрослость. При этом игра является для ребенка безопасной деятельностью, в которой моделируются различные социальные ситуации, стратегии реагирования и пути преодоления трудностей, препятствий. В психологии участие человека в игре рассматривается с иррациональной стороны, когда его действия оказываются вариативными и спонтанными.

Страница 25