Размер шрифта
-
+

Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 26

Пространные житийные циклы продолжали со здаваться в XVII веке, хотя и в меньшем количестве, чем в XVI веке. Для некоторых произведений этого времени характерны особая подробность иллюстрирования текста жития, внимание к второстепенным сюжетным линиям, принципиальная переработка композиционных схем известных ранее сюжетов. В этом отношении наиболее выразительна икона, написанная, возможно, около 1668 года, из церкви великомученицы Варвары в Ярославле, при которой в 1715 году был построен зимний Екатерининский храм. Средник с образом святой в рост окружен 16 клеймами с изображением «Спас в силах» в центре верхнего поля. На многих клеймах представлены второстепенные сюжеты или на заднем плане в уменьшенном размере показаны персонажи; на полях помещены пространные, в несколько строк, надписи. В традиционных сценах цикла выделены или необычно трактованы детали житийного повествования: на 1-м клейме «Великомученица Екатерина в храме, где совершается жертвоприношение» показаны золотые кумиры, трубящие отроки, животные вокруг жертвенника с разожженным огнем; в сцене казни уверовавших философов – огненная печь с телами мучеников; в сцене колесования показано, как Ангел, спасая святую Екатерину, поднимает ее над орудиями мучения с помощью ткани, обернутой вокруг поясницы; финальная сцена перенесения мощей святой на Синай заменена изображением отпевания Екатерины с участием кадящего Ангела-диакона в присутствии народа «и многы видевше, прославиша Бога». Поскольку в среднике помещено фронтальное изображение святой Екатерины, среди клейм присутствует сцена «Моление…» Примечательной чертой ярославского цикла является внимание к судьбам царицы Августы и воеводы Порфирия, обращенных мученицей в христианство. Августа представлена в сцене колесования великомученицы Екатерины: простоволосая, она упрекает царя в жестокости; в следу ющем клейме, кроме сцены «Усекновение главы царицы», показано ее мучение: Августа посажена в деревянный «ковчег», к которому прибиты ее сосцы. Следующая сцена посвящена осуждению и казни Порфирия с 200 уверовавшими воинами.

В XVII веке сцены жития святой Екатерины встречаются не только в местных иконах больших размеров, но и в произведениях, созданных для келейной молитвы (очевидно, в связи с почитанием великомученицы Екатерины как патрональной святой или заступницы умирающих).

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 26
Продолжить чтение