Размер шрифта
-
+

Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 24

Хотя образ великомученицы Екатерины был очень популярен в искусстве поствизантийской эпохи, житийные циклы святой, относящиеся к этому времени, исчисляются единицами. Наиболее ранним из них является критская икона 2-й половины XV века из Византийского музея в Афинах с двумя сценами – вероятно, фрагмент житийного образа с подробным циклом. Кроме ввержения философов в огонь, здесь представлена беседа святой Екатерины с отшельником, показывающим ей образ Богоматери с Младенцем. Появление сюжета (едва ли не впервые в искусстве православного мира) на иконе работы критского мастера может объясняться тесными контактами Крита и Синая с католического миром, пожеланиями заказчика, использованием европейского иконографического образца, который был переработан в духе поствизантийской художественной традиции.

В поствизантийскую эпоху часто встречается отдельная сцена перенесения мощей великомученицы Екатерины на Синай, которая вместе со сценами видения пророком Моисеем Неопалимой Купины и получения им скрижалей завета воспринималась как специфический синайский сюжет произведений, создававшихся как для монастыря и его метохов, так и для многочисленных паломников.

Все русские житийные циклы великомученицы Екатерины, известные в настоящее время, созданы не ранее 1-й трети XVI века; как правило, это храмовые иконы церквей или приделов в честь святой Екатерины. Состав и иконография сцен свидетельствуют о существовании общего прототипа московского или новгородского происхождения, опиравшегося на житийный текст Афанасия, вошедший в состав Великих Миней-Четьих митрополита Макария. Житийные образы великомученицы появились почти одновременно со сценами предсмертного моления святой о народе, которые часто включали панораму Синайского монастыря со стенами, базиликой и минаретом (средники новгородских и псковских произведений и самостоятельные иконы; в среднерусской традиции использовались фронтальные изображения по пояс или в рост), что поз воляет связать возникновение житийных икон святой Екатерины с активизацией контактов Московского государства и Синайского монастыря и усилением почитания святой Екатерины в пост византийскую эпоху. Сцена моления великомученицы Екатерины о народе и многочисленные житийные циклы святой Екатерины не имеют византийских и поствизантийских аналогов. Это свидетельствует о самостоятельном развитии русской иконографической традиции, опиравшейся на почитание святой Екатерины как заступницы умирающих, которое было связано с эсхатологическими настроениями конца XV – начала XVI века и сохранилось в позднем Средневековье.

Страница 24