Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 25
Процесс распространения житийной иконографии великомученицы на русской почве совпадает в целом с ростом популярности житийных икон других святых жен-мучениц – Параскевы Пятницы и Варвары (в количественном отношении памятники со сценами жития святой Екатерины уступают только житийным иконам Параскевы). Это явление можно считать частью процесса обновления житийной иконографии святых, происходившего на Руси в конце XV – 1-й трети XVI века, прежде всего – великомучеников Георгия и Димитрия Солунского. От последних ранние циклы жития великомученицы Екатерины в со ответствии с особенностями житийного текста отличаются переносом смыслового акцента с мучений на темы видений, исповедания христианской веры; присутствуют и сходные сюжетные мотивы (обращение Георгием царицы Александры – обращение Екатериной царицы Августы), что приводит к появлению близких по иконографии сцен.
Известны девять циклов жития святой Екатерины, относящихся к XVI века или восходящих к традициям этого времени: на шитой пелене из Софийского собора в Великом Новгороде (1-я треть XVI в.) – 12 сцен, в среднике – «Моление великомученицы Екатерины о народе» и других.
Сведения о житийных иконах святой сохранились и в письменных источниках: в описи монастыря святителя Николая Чудотворца на Лятке (1605) и в описи новгородского храма Успения на Торгу (1685), где было два таких образа – в главном храме и Екатерининском приделе, и других.
Русские циклы, основанные на тексте жития Афанасия Тахиграфа, по составу близки к древнейшей синайской иконе. Обычно они включают сцены жертвоприношения в храме, куда приходит святая Екатерина; приведения великомученицы Екатерины к императору (иногда несколько композиций); благословения святой Ангелом; диспута с философами, их обращения и сожжения; бичевания святой Екатерины воловьими жилами; обращения в христианство царицы Августы и воеводы Порфирия; явления Христа и Ангелов великомученице Екатерине; избавления от мучения колесованием (одна или две сцены); усекновения главы. В пространных циклах к этим сюжетам могут добавляться сцены питания Ангелом святой Екатерины в темнице, хотя, согласно житию, пищу святой приносил голубь; обличения императора царицей Августой; ведения святой Екатерины на казнь в сопровождении народа. Описанное в житии чудесное перенесение мощей святой Екатерины на Синай в этот период изображалось нечасто. Уникальной особенностью отмечен цикл на иконе с сюжетом «Моление…» в среднике: сцена «Чудесное перенесение мощей» совмещена с композицией «Усекновение главы». Если в среднике находится фронтальная фигура святой, в состав житийного цикла может включаться сцена ее предсмертного моления о народе (по происхождению это житийный эпизод), соседствующая со сценой казни. Известны случаи, когда сцена казни исключается из цикла благодаря присутствию композиции «Моление…» в среднике. Уникальной особенностью цикла является начальное клеймо с изображением императора, рассылающего послов для сбора народа на жертвоприношение. Необычное сочетание житийного цикла с композицией «Суббота всех святых» на верхнем поле, по-видимому, объясняется заупокойным характером последней сцены, соответствующим почитанию святой Екатерины как заступницы при исходе души.