Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 23
В этот период изображения великомученицы Екатерины часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в.), финифть (2-я пол. XVIII в.). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во многих семьях.
Житийные циклы и сцены в византийском, Поствизантийском и русском искусстве
Циклы жития великомученицы Екатерины в искусстве православного мира встречаются сравнительно редко и в основном принадлежат к эпохе позднего Средневековья и Нового времени; среди них преобладают русские памятники, выделяющиеся не только количеством, но и расширенным составом сцен. Начальный этап формирования житийной иконографии святой Екатерины относится еще к средневизантийскому периоду, совпадая с появлением ее первых изображений. В лицевых Минологиях и Псалтирях XI века появляются отдельные сцены, демонстрирующие мудрость и стойкость святой в исповедании христианской веры: усекновение главы и сожжение обращенных Екатериной философов на миниатюре Минология Василия II; спор с философами на миниатюре Феодоровской Псалтири 1066 года; усекновение главы великомученицы Екатерины и великомученика Меркурия на иконе Минология на ноябрь 2-й половины XI века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Первым и уникальным для византийского искусства полным циклом жития мученицы является образ XIII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Это произведение, которое изначально находилось у гробницы мученицы в алтаре синайской базилики, входит в группу сохранившихся в монастыре ранних житийных икон, где, как правило, изображены наиболее почитавшиеся в этой обители святые. Поэтому есть основания полагать, что житийный цикл святой Екатерины сложился именно на Синае, где было особо развито почитание мученицы, и что сохранившаяся икона является одним из первых, если не самым первым, произведением такого рода.
Подражание иконографии и стилю византийских произведений, характерное для искусства Италии XIII века, почитание святынь горы Синай на католическом Западе, где большую популярность имела книга «Золотая легенда» Иакова из Варацце, содержащая житие великомученицы Екатерины, способствовали распространению житийной иконографии мученицы в Италии. Ранним примером цикла жития святой Екатерины служит алтарный образ 50–60-х годов XIII века из пизанской церкви Сан-Сильвестро (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза; изначально был в доминиканском храме великомученицы Екатерины). Это произведение в значительной степени повторяет византийские прототипы, однако заметно отличается от синайской иконы.