Сторителлинг. Алгоритмы, упражнения, примеры - стр. 2
ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НАДО?
Если вы читаете эту книгу с целью обучения, подумайте, зачем вам нужен сторителлинг? Какие задачи стоят перед вами? Продолжая стилистику этой главы, разложу всё «по полочкам».
Личностные задачи.
Для меня, как для психолога, они первичны. И важнее, и тяжелее реализуемы, чем просто формирование навыка.
1. Рассказывание о себе как развитие самоуважения.
Да, когда вы произносите «я», «у меня», «со мной» и смеете рассказать о себе хотя бы одному человеку, преодолеваете ложный стыд «неинтересности», «незначительности» собственной жизни. Это работа с самооценкой. Ваша жизнь никому не будет интересна, если она не интересна вам.
2. Осознавание своей жизни через истории.
Рассказывая кому-то, мы лучше понимаем себя. В сторителлинге это понимание должно сформироваться ещё до рассказывания. В этом случае история получается законченной, целостной. Хочешь быть рассказчиком – понимай свою жизнь.
3. Удовлетворение потребности делиться.
Я верю, что эта потребность есть у всех людей. Просто некоторые так и не смеют признать уникальность и важность своего опыта, своей жизни. Так что и здесь сторителлинг решает задачи личностного развития.
4. Умение быть в центре внимания.
Развитие в себе смелости, преодоление страхов вплоть до получения удовольствия. Слушатели в сторителлинге являются обязательным компонентом. Если «в стол», «в пустоту» – это не сторителлинг, это подготовка, репетиция. В век публичности сторителлинг, как одно из условий успешности – умение очень прикладное. Не обязательно трибуны и сцены. Это может быть узкий круг, ваша аудитория. И если есть необходимость, то дальше, по нарастающей.
5. Сторителлинг как способ влияния.
История – очень мощный инструмент и может стать средством манипуляций. Это хорошо понимают те, у кого влияние – основа профессии. Эта задача и об умении влиять осознанно и принимать последствия, и о том, чтобы позволять или не позволять другим людям делать это в отношении нас.
Личностные задачи не исчерпываются этими пунктами. Они задают направление, фокус внутрь себя. Есть рассказчики, которым надо всё наоборот – учиться уходить «в тень», слушать, а не рассказывать, сдвинуть восприятие со своей уникальности на других людей, учиться быть краткими и по существу. У каждого своё, в зависимости от «стартовых условий».
Технологические задачи:
1. Работа над структурой, идеей и образностью истории.
2. Учиться «упаковывать» в истории факты и события.
3. Формировать выразительные средства передачи истории.
4. Учиться находить истории для разных аудиторий.