Сторителлинг. Алгоритмы, упражнения, примеры - стр. 1
ГЛАВА 1. АЛГОРИТМЫ
ЧТО Я БУДУ ПОНИМАТЬ ПОД СТОРИТЕЛЛИНГОМ?
Сторителлинг – это личная история, рассказанная с какой-либо осознаваемой целью.
Если вы под этим понимаете что-то другое – моя книга вам не подходит. Да, вот так сразу, чтобы сэкономить время и деньги.
Личная история – значит правдивая, невыдуманная. Жанр притчи, сказки и других плодов фантазии для меня как психолога и предпринимателя, постоянно использующего истории, к сторителлингу не относится. (Здесь и на протяжении всей книги я не претендую на абсолютную истину).
Личная история – это не обязательно про себя. Это могут быть истории других людей: ваших знакомых, тех, с кем пересекались в различных жизненных ситуациях и даже тех, с кем не встречались. Но истории, обязательно пропущенные через себя. То есть, когда вы рассказываете про другого, местоимение «я» и его производные никуда не деваются.
Личная история – это не обязательно про интимное. Тем для сторителлинга в нашей жизни множество. Хотя бы то, что наша жизнь – сплошные исторические события. (Да, уж не знаю, повезло, или это испытания «эпохой перемен». Я насчитала больше десятка всяких свидетельств, о которых могу рассказать не понаслышке. К примеру, про похороны Брежнева… Впрочем, примеры в другой главе).
Личная история – значит в ней есть ваши чувства и ваше отношение к тому, о чём вы говорите. Хотите найти историю – ищите чувства. Это и просто – чувства есть в каждом дне жизни, и тяжело – рефлексия и внутренний фокус не являются сильными сторонами современного человека.
Осознаваемая цель – это то, ради чего я рассказываю вам сейчас эту историю. Потому что сторителлинг – это инструмент. И, в отличии от спонтанной истории, здесь вопрос цели является первичным.
Цели сторителлинга я бы поделила на категории по степени воздействия на слушателей:
1 уровень. Развлечение.
Это уровень эмоций. Внимание удерживается ровно столько, сколько звучит история. Обычно это весёлые истории, курьёзы, загадочные и, может быть, даже страшные. Все мы с удовольствием заполняем этими историями свою жизнь – и слушаем, и рассказываем. Проанализируйте, о чём говорили с друзьями при встрече, и вы увидите, как много прозвучало историй. Если, при этом, у вас стояла задача развлекать, оказаться интересным рассказчиком и быть в центре внимания, значит, это были ваши цели. Значит, это был именно первый уровень – развлечение.
2 уровень. Информация.
Это уровень содержания. Когда при помощи истории вы хотите о чём-то поведать. Что-то, о чём не столько интересно, сколько полезно узнать из вашей истории. Доказано, что информация, оформленная в историю, не встречает критики, легко запоминается и, при желании, достаётся из памяти в нужный момент. Родители рассказывают такие истории своим детям, наставники ученикам, начальники подчиненным. Вместо нотаций, поучений, лекций.
3 уровень. Влияние.
Это уровень чувств. В отличие от эмоций они остаются надолго, осознаются. После этих историй становится радостно, грустно, печально, страшно. Они могут вдохновлять, влюблять и вводить в отчаяние. Все, кого вы считаете харизматичным человеком, владеют этим сторителлингом. И, конечно же, это невозможно сыграть. Невозможно «овладеть приёмами» – истории влияния только искренние. Если рассказчик не боится встретиться со своими чувствами и имеет именно эту цель, слушатели вступают с ним в резонанс. Вы знаете, что чувства заразны?
4 уровень. Побуждение.
Это уровень действия. Рассказывая историю, вы хотите, чтобы слушающие сделали что-то определённое. История лишена призывов и лозунгов, она влияет глубже и сильнее. Она не будет манипуляцией, если вы не скрываете своих намерений.
Я вообще хочу сразу, в начале своей книги, сообщить, что говорю о сторителлинге «во благо». Просто отсеку всё низкое и мерзкое, не отрицая, что оно существует.
Деление на уровни – дань любви к систематизации. Оно может быть условно, но основное, о чём я хочу сказать: осознавайте цель! Осознавайте силу истории и берите ответственность за то, что, кому и зачем вы говорите. И, находясь на стороне слушателя, наблюдайте за целями рассказчиков. История, конечно, сильный инструмент, но не всемогущий.